Обучение аспектам русского языка как иностранного. Фонетика русской речи. Часть 2.
При постановке звуков преподаватель комплексно применяет приемы открытого и скрытого управления артикуляцией. Открытое управление — использование ощутимых моментов артикуляции, которые осознаются на основе двигательной, слуховой, зрительной и тактильной опор. Когда оно затруднено, используются звуки-помощники и благоприятная позиция, т. е. приемы скрытого управления артикуляцией.
Большую помощь в обучении произношению оказывает сравнительно-сопоставительный анализ русского языка с родным языком учащихся.
Особенности русской вокалической системы в сопоставлении с английской.
В русском языке всего б гласных фонем, в английском — 12 монофтонгов и 9 дифтонгов, в системе американского варианта — 15 монофтонгов и 9 дифтонгов. Система русских гласных сбалансирована, поскольку в каждой зоне артикуляции находится отдельный звук и нет. скопления гласных, как в английском. В вокализме нет противопоставления гласных по признаку долготы-краткости в отличие от английского языка, где эти различия — фонологические.
Как показывают результаты анализа реальных произносительных ошибок в речи англоговорящих, в работе над произношением русских гласных следует исходить из того, что ударные русские гласные — краткие, а безударные — сверхкраткие. Увеличение длительности русских ударных гласных в произношении англоговорящих влечет за собой их дифтонгизацию, так как долгие гласные в английском языке, как правило, дифтонгизируются. Недопустимо также произношение русских гласных под ударением по нормам произношения английских сверхкратких ударных гласных, являющихся гласными неполного образования.
Английская и американская речь лабиализована менее русской. В русской речи, наоборот, огубление и выпячивание губ — норма. Английский вокализм прежде всего ориентирован на звуки, произносимые с растягиванием губ.
В англоговорящей аудитории для коррекции целесообразно выделить 4 звука: [о], [i], [u], [ы]. Отклонения в произношении этих звуков обусловлены как фонематическими, так и фонетическими причинами.
Гласный [о]. Это лабиализованный гласный среднего подъема заднего ряда. При его произношении губы энергично вытягиваются вперед и округляются, язык отодвинут назад и приподнят. В позиции перед мягкими согласными [о] к концу звучания приобретает краткий призвук [i]; после мягких согласных [о] начинается с этого краткого призвука. В позиции между двумя мягкими согласными [о] — более закрытый.
Отработка произношения [о] начинается с губной артикуляции, которая должна быть напряженной. Это позволяет ощутить ее и фиксировать на ней внимание. Тренировку целесообразно начинать с произношения [о] с губными согласными в словах типа боб, вот при обязательном требовании округления и выпячивания губ.
Гласный [u]. Это лабиализованный гласный заднего ряда верхнего подъема. Цри его артикуляции язык оттянут назад, кончик языка опущен и не касается нижних зубов, задняя часть спинки языка высоко поднята к мягкому нёбу, губы вытянуты вперед и округлены. Под влиянием мягких согласных [u] приобретает призвук [i], а между мягкими он существенно меняется — становится продвинутым вперед гласными заднего ряда. Английский долгий [u] отличается от русского значительной продвинутостью, длительностью и меньшей лабилизацией.
При остановке произношения рекомендуется усилить губную артикуляцию, научиться отодвинуть язык назад, ощущая напряжение в корне языка и задней части его спинки. Закрепить выработанную артикуляцию можно тренировками, начиная с упражнений на сочетание с губными согласными, а затем на противопоставление [u] — [о]. Обращать внимание обучаемых на неоднородное звучание [о]: тут — тот и т. д.
См. также:
Как выбрать кухонную мебель в интернет-магазине
Язык программирования Python и его преимущества
Праздничное сияние вашего дома
Онлайн-школа «Тетрика»: услуги репетиторов и обучение грамоте, изучаем мягкий знак и букву «Ж»