Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Фонетика русской речи. Часть 4.

При постановке мягких губных и губно-зубных согласных следует проделать следующее: растянуть губы в стороны, продвинуть язык вперед так, чтобы он принял уклад [i], и из этого положения произносить слог с мягким согласным, сначала медленно, затем быстро. Наиболее благоприятной является позиция после ударного [i] перед гласными непереднего ряда: ипя-ипё-ипю, а затем перед гласными переднего ряда: ипе-ипи. Далее в позициях типа ипя-пя и в конце слов: ипи-ипь. В упражнениях на противопоставление твердых и мягких согласных закрепляется артикуляция [m', р' в', f', v']: мыл-мил, ров-кровь, в этот-вето, был-бил, спать-спят. Русские переднеязычные согласные [n, t, d, s, z] являются дорсальными, а английские — апикальными ([t] в начале слова произносится с придыханием). При корректировке этих согласных надо обратить внимание на то, что в русском языке активный произносительный орган — передняя часть спинки языка, в то время как кончик языка опущен вниз и не принимает участия в артикуляции.

Русские [t, d] являются взрывными во всех предвокальных позициях. Для произношения непридыхательного [t] рекомендуется усилить язычную смычку и ослабить напор воздушной струи.

При постановке [n', t', d', s', z'] важно усвоить дорсальный уклад артикуляции: весь язык продвинуть вперед, кончик прижать к нижним зубам, переднюю часть спинки языка плотно прижать к альвеолам и быстро раскрыть смычку. Порядок постановки тот же, что и для [m', р', в', f', v']: том-Тёма, дом-идём, нос-нёс, сад-сядь, зал-взял.

Особую трудность вызывает позиция конца слова: весь, грязь. В этом случае рекомендуется произнести [i] после согласного, длительность которого должна сокращаться до минимума, необходимого для образования [s'].

При произнесении сочетаний мягких согласных с гласными часто возникают затруднения в различении сочетаний типа тя-тья. Ошибка — результат того, что в английском нет дифференциального признака твердости — мягкости. Она устраняется путем постановки мягких согласных, напряженности [j], а затем в упражнениях на противопоставление типа: та — статья, да — дьявол.

Заднеязычные согласные [k, g] по артикуляции почти не отличаются от английских: весь язык отодвинут назад, опущенный кончик языка не касается нижних зубов. Задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом. Коррекция артикуляции [k] предусматривает усиление смычки и ослабление воздушной струи.

Русский фрикативный [х] не имеет аналогии в английском. Положение языка, как при [k], щель образуется там же, где и смычка. Постановка заключается в том, чтобы поднять заднюю часть спинки языка в момент произнесения звука. Для этого рекомендуется произносить слоги с сочетаниями [k] и [х], а также сочетания [кх] с гласными заднего ряда, при этом время смычки должно быть сведено до минимума: [кхо], [хо], [кхu], [хu]; [uхu], [охо], [uхu], [охо]. Артикуляция закрепляется в упражнениях на противопоставление к — х: крик — хрип, кол — холл.

При постановке [k', g'] средне-задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. Для отработки этого подъема надо использовать интервокальную позицию с гласными [i]: [ik'i] —> [k'i]; [ig'i] —>[g'i], а затем артикуляция [k', g'] закрепляется в сочетаниях с другими гласными: гений, гюйс, оркестр, ликер. Для [х'] рекомендуется сознательно зафиксировать положение языка при [i], затем, усиливая напор воздушной струи при выходе, протянуть щелевой шумный звук и снова произнести [i]: [i] [ix'i] [x'i], а затем произнести слоги ихи-хи, ихе-хе.

Русский твердый [r] — переднеязычный дрожащий сонант. Кончик языка, чуть загнутый кверху, вибрирует. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята. Английский апикальный [r] образуется при загнутой за альвеолы передней части языка, кончик языка напряжен и неподвижен.

При постановке [r] надо добиваться вибрации кончика языка, для этого он должен быть максимально расслаблен и не очень загибаться за альвеолы. Звуки-помощники [t, d, s, z] облегчают задачу: тра — трактор, тру — труд, дра — драма, дру — друг, шра — шрам и др.

О. Рогожина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005