Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Фонетика русской речи. Часть 6.

Структура слова. Система ударения. Для русского языка характерен синтетический тип связи звуков в слоге, слогов в слове, норм слогоделения, для английского — аналитический. Русскому слову присуще стремление к слитности его фонетических компонентов. Аналитическая тенденция выражена в большей автономности безударных слогов, в более четкой членимости звуков в слоге, сильном примыкании гласных к согласным, сильном приступе начальных гласных.

Нарушение ритмической структуры слова — самая яркая черта английского и американского акцента в русском языке. В русском языке ударный слот противопоставляется безударным большей длительностью, напряженностью, в английском — только напряженностью. Безударные слоги в обоих языках подвергаются редукции, однако в русском языке три степени редукции (гласные произносятся кратко, ненапряженно, могут изменять свое качество), в английском языке — только одна.

Различия ударных и безударных гласных имеют, таким образом, количественный характер (Л. А. Вербицкая), только у безударных аллофонов [а] имеются и качественные различия.

По месту ударения два языка значительно отличаются друг от друга. Английское ударение может считаться неподвижным, так как в большинстве английских дву- и трехсложных слов ударение на начальном слоге. Как правило, ударение сохраняется на том же слоге, если к корневой морфеме прибавляются словообразовательные морфемы: free-freedom (исключения редки). В противоположность английскому русское ударение подвижное, т. е. может переходить в слове с одного слога на другой: заметить-замечать, соль-солёный-солевой.

Отличительная особенность английского языка — отчетливо выраженное вторичное ударение в словах с количеством слогов более четырех, в русском же языке оно слабее английского и встречается только в словах, образованных из двух или более основ: тёмно-красный.

Функции ударения в обоих языках также различны: в русском оно служит для разграничения отдельных лексем и словоформ одной лексемы: мука-мука, зимы-зимы. В английском языке ударение находится на первом слоге двусложного слова в существительных, на втором — в глаголах: import-ввоз, import-ввозить (но таких пар немного).

Ударение в русском языке сильноцентрализующее, т.е. контраст между ударными и безударными слогами велик. Акцентная структура английского слова отличается от русской большей пропорциональностью, большей ритмичностью. Соотношение различных в количественном отношении слогов в слове определяет специфику русского слова и представляет большую трудность для иностранцев.

Основные отклонения в произношении англоговорящих заключаются в неверном количественном соотношении ударных и безударных слогов в слове, в нарушении норм качественной редукции.

Корректировочные упражнения должны быть направлены на овладение признаками ударности в русском языке, т. е. на сосредоточение на ударном слоге наибольшей длительности и напряженности артикуляции, на ослабление напряженности безударных слогов. Для этого составляются упражнения на комбинацию ударных и безударных слогов в двусложных и многосложных словах типа Анна-она, дорого-дорога-дорога, а затем следует закрепление в словосочетаниях и односинтагменных предложениях с обращением внимания на слитность произнесения слов в односинтагменном предложении.

Для постановки гласных в безударных слогах весь фонетический материал целесообразно представить по позициям первого, второго предударного и заударных слогов (открытых и закрытых) в зависимости от качества предшествующих согласных с объяснением законов редукции и с использованием транскрипционных знаков.

Для акцентирования внимания на коммуникативной стороне произношения (различении ударных и безударных слогов по длительности и напряженности артикуляции) этот же фонетический материал можно распределить по ритмическим структурам независимо от качества предшествующих и последующих согласных. Упражнения на ритмические структуры непосредственно обращают внимание учащихся на контраст ударных и безударных гласных по длительности и степени напряженности артикуляции. В качестве закрепления может быть предложена работа на развитие фонетического слуха, когда учащиеся слушают слова и обозначают их ритмическую модель или, наоборот, по заданной ритмической модели самостоятельно подбирают слова.

На заключительном этапе необходимо показать связь ритмики слова и фразы, объяснить, какие изменения претерпевает ритмика отдельного слова во фразе и какие типичные отклонения в интонации обусловлены ритмическими отклонениями в произношении англоговорящих.

О. Рогожина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Лицевой кирпич в Челябинске, облицовочный кирпич: продажа и производство Таким кирпичом чаще всего оформляют цоколи, выкладывают парковые аллеи. Ангобированный кирпич применяют также как и глазурованный – для дизайнерской отделки стен. Только отличается он своей матовостью.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005