Обучение аспектам русского языка как иностранного. Грамматика. Часть 2.
Сам функциональный подход в методике преподавания иностранного языка не нов. В научный обиход вошли понятия активной и пассивной грамматики (Л. B. Щерба).
Активная грамматика предполагает изучение форм, несущих определенный смысл в составе предложения (высказывания), т. е. идет от содержания, смысла, функции к форме. При отборе учебного материала ограничение изучаемых единиц основано на выделении прежде всего самых употребительных средств выражения тех или иных смысловых отношений и исключении конструкций и форм, которые могут рассматриваться как синонимичные, но периферийные элементы в выражении определенных значений. Такие средства распределяются по разным уровням языка. Например, выражение принадлежности при употреблении форм пассивных прилагательных: мамина книга, Полин велосипед; а также при помощи родительного падежа имени существительного: комната мамы, платье сестры. Или выражение определительных отношений с помощью прилагательных: высокий, человек, двадцатилетняя девушка, и с помощью словосочетаний: существительное + существительное в родительном падеже: человек высокого роста, девушка двадцати лет.
При отборе учебного материала учитываются следующие факторы:
- способность грамматической единицы (формы или конструкции) служить моделью для образования аналогичных форм, причем в данном случае должны быть исключены языковые единицы, употребление которых обусловлено, связано лексически или стилистически, а также фразеологизированные конструкции:
- употребление данных грамматических явлений как составляющих специфику именно изучаемого языка;
- реализация языковых единиц в различных моделях (например, употребление формы предложного падежа существительных в пространственном, локативном значении практически не имеет ограничений);
- большое количество примеров употребления данных языковых единиц в данном значении.
Среди представленных факторов трудно выделить доминирующий, так как все они взаимообусловлены и подчинены одному — активности употребления грамматической единицы в изучаемом языке, способности наиболее полно и адекватно выразить определенное значение. Грамматические явления, относимые к сфере активной грамматики, представляют собой языковые средства, необходимые для создания начальной базы знаний в области изучения иностранного языка.
Пассивная грамматика рассматривает употребление грамматических единиц, исходя из формы, т. е. идет по линии от формы к содержанию, функции. Главная цель в сфере пассивной грамматики состоит не в анализе употребления формы слов и оформлении мыслей говорящего в предложении (высказывании), а прежде всего в анализе и понимании на основе этого анализа смысла сказанного (написанного). Например, конструкции типа «В период чего?», «При ком?», «При чем?» «По окончании чего?» используемые для выражения временных отношений при ответе на вопрос «Когда это было?». Такой подход возможен и целесообразен на продвинутых этапах обучения.
Активная и пассивная грамматики различны не только по оценке использования языковых единиц в речи, но и по составу и группировке языковых единиц. Активная грамматика служит для оформления мысли, тогда как пассивная — для анализа и понимания сказанного (написанного). Активная и пассивная грамматики ориентированы не на вид речевой деятельности, а на анализ ее изнутри. В таком понимании грамматики в целом также выявляется и служебная роль данного аспекта в общем курсе иностранного зыка: грамматика — не цель, а средство обучения речевой деятельности путем использования языковых единиц, несущих определенный смысл, т. е. выполняющих конкретную функцию.
См. также: