Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Говорение. Часть 4.

Индуктивный подход предполагает научение элементам диалога с целью формирования умений самостоятельно строить его в соответствии с учебно-речевой ситуацией. Предусматривается и представление диалога-образца, но не для заучивания, а для подражания. Затем осуществляется обучение планировать речевые действия. При этом учитываются мотивы, цели и возможные результаты речевых действий.

Монологическая речь представляет собой высказывание какой угодно длины одного человека в монологической ситуации общения, т. е. в ситуации, в которой кроме данного человека никто не участвует. Монологической речью можно назвать и одно предложение, например объявление о переносе спектакля на другой день. Однако чаще всего (а для обучения берутся типичные случаи) монологическая речь представляет серию предложений, связанных по смыслу, расположенных в определенной логической последовательности и соединенных при помощи специальных языковых средств — лексических, морфологических, синтаксических.

В качестве длины единичного акта речи при обучении монологу различают фрагментарное высказывание, монологическое единство и моноречь. Фрагментарное высказывание — фрагмент, состоящий из 2-5 предложений, связанных по смыслу. Монологическое единство — развернутое высказывание, состоящее из 6-20 предложений. Моноречь представляет пространное высказывание, включающее свыше 20 предложений и позволяющее подробно осветить одну или несколько тем. Монолог может быть включен в диалог, и в таком случае должен рассматриваться как часть целого.

Особенности монологической речи:

  • коммуникативная направленность высказывания;
  • тематичность;
  • непрерывность (поскольку высказывание представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);
  • последовательность, логичность речи;
  • относительная смысловая законченность;
  • синтаксическая усложненность (преобладание синтаксических полных структур, отсутствие эллипсов, эмоционально-оценочных междометий).

Задачи обучения монологической речи:

  • научить выражать коммуникативно заданную законченную мысль;
  • логически развертывать высказывания, пользуясь приемами логического мышления — рассуждением, сопоставлением, сравнением, обобщением;
  • научить нормативно высказываться.

В обучении монологу выделяются три этапа.

1. Обучаемые овладевают умением самостоятельно высказывать одно предложение которое должно соответствовать заданию и ситуации речи: Где вы были вчера? Что изображено на картинке? Используется зрительная или слуховая опора.

2. Осуществляется обучение логически развертывать высказывания, т. е. логически связывать несколько предложений. Работа организуется с помощью установок на разные речевые действия: дать развернутый ответ на вопрос, кратко высказаться по какой-либо теме и др. Задания формулируются так, чтобы нацелить на речевые действия: Скажите, как вы провели вчерашний день? Что удалось осуществить, а что — нет.. Почему? На первых порах в целях речевой поддержки можно указать на порядок следования фраз и смысловую связь между ими. В качестве образцов построения монологического высказывания предлагаются незаконченные фразы: Моего друга зовут... Из всех видов спорта он предпочитает... Он занимается в спортивном клубе... Кроме того, возможна серия вопросов по теме.

Формы организации монолога, как и диалога, бывают разными: составление высказывания по цепочке; конструирование по принципу снежного кома, когда каждый обучаемый добавляет свою фразу к уже произнесенным, повторяя все, что сказали до него; ориентация на вопросы преподавателя и др.

С. Вишнякова



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
продажа квартир во владимире Превышено максимальное число символов. Введенное значение больше максимально допустимого. Введенное значение меньше минимально допустимого.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005