Обучение речевой деятельности. Говорение. Часть 4.
Индуктивный подход предполагает научение элементам диалога с целью формирования умений самостоятельно строить его в соответствии с учебно-речевой ситуацией. Предусматривается и представление диалога-образца, но не для заучивания, а для подражания. Затем осуществляется обучение планировать речевые действия. При этом учитываются мотивы, цели и возможные результаты речевых действий.
Монологическая речь представляет собой высказывание какой угодно длины одного человека в монологической ситуации общения, т. е. в ситуации, в которой кроме данного человека никто не участвует. Монологической речью можно назвать и одно предложение, например объявление о переносе спектакля на другой день. Однако чаще всего (а для обучения берутся типичные случаи) монологическая речь представляет серию предложений, связанных по смыслу, расположенных в определенной логической последовательности и соединенных при помощи специальных языковых средств — лексических, морфологических, синтаксических.
В качестве длины единичного акта речи при обучении монологу различают фрагментарное высказывание, монологическое единство и моноречь. Фрагментарное высказывание — фрагмент, состоящий из 2-5 предложений, связанных по смыслу. Монологическое единство — развернутое высказывание, состоящее из 6-20 предложений. Моноречь представляет пространное высказывание, включающее свыше 20 предложений и позволяющее подробно осветить одну или несколько тем. Монолог может быть включен в диалог, и в таком случае должен рассматриваться как часть целого.
Особенности монологической речи:
- коммуникативная направленность высказывания;
- тематичность;
- непрерывность (поскольку высказывание представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);
- последовательность, логичность речи;
- относительная смысловая законченность;
- синтаксическая усложненность (преобладание синтаксических полных структур, отсутствие эллипсов, эмоционально-оценочных междометий).
Задачи обучения монологической речи:
- научить выражать коммуникативно заданную законченную мысль;
- логически развертывать высказывания, пользуясь приемами логического мышления — рассуждением, сопоставлением, сравнением, обобщением;
- научить нормативно высказываться.
В обучении монологу выделяются три этапа.
1. Обучаемые овладевают умением самостоятельно высказывать одно предложение которое должно соответствовать заданию и ситуации речи: Где вы были вчера? Что изображено на картинке? Используется зрительная или слуховая опора.
2. Осуществляется обучение логически развертывать высказывания, т. е. логически связывать несколько предложений. Работа организуется с помощью установок на разные речевые действия: дать развернутый ответ на вопрос, кратко высказаться по какой-либо теме и др. Задания формулируются так, чтобы нацелить на речевые действия: Скажите, как вы провели вчерашний день? Что удалось осуществить, а что — нет.. Почему? На первых порах в целях речевой поддержки можно указать на порядок следования фраз и смысловую связь между ими. В качестве образцов построения монологического высказывания предлагаются незаконченные фразы: Моего друга зовут... Из всех видов спорта он предпочитает... Он занимается в спортивном клубе... Кроме того, возможна серия вопросов по теме.
Формы организации монолога, как и диалога, бывают разными: составление высказывания по цепочке; конструирование по принципу снежного кома, когда каждый обучаемый добавляет свою фразу к уже произнесенным, повторяя все, что сказали до него; ориентация на вопросы преподавателя и др.