Обучение речевой деятельности. Говорение. Часть 6.
В системе работы преподавателя должны быть вопросы всех типов — общие, специальные и др. Что касается специальных вопросов, то перед обучаемыми ставятся наиболее сложные задачи, требующие развернутых ответов: Какие театры С.-Петербурга вы знаете?
Репликовые упражнения представляют собой диалогические единства: утверждение— вопрос, утверждение — утверждение, утверждение — отрицание. На начальном этапе в качестве подготовительных упражнений рекомендуется:
- назвать опорную реплику к данной ответной;
- найти из двух предложенных ответных реплик подходящую по смыслу к опорной;
- выразить согласие или несогласие со сказанным;
- ответить приветствием на приветствие;
- уточнить, дополнить сообщение;
- дать обоснование сказанному.
Стимулом к реакции может быть не только вопрос, но и высказывания невопросительного или непобудительного характера: «Удивитесь сказанному»; «Уточните следующее утверждение»; «Опровергните» и др.
Условная беседа — это начальное высказывание, намечающее некоторую тему. Цель упражнения — стимулирование неподготовленной инициативной речи обучаемых. Студентам необходимо объяснить схему типов возможных высказываний, содержащую вопрос, восклицание, просьбу, реминисценцию, утверждение, сомнение. Во время условной беседы важно создать условия речевой раскованности обучаемых, варьировать тему, неожиданно направлять в новое русло. Это поможет приблизить обучение к естественным условиям общения. На сообщение «Мне удалось побывать в горах» могут быть следующие реплики-высказывания: «Как это здорово!» (восклицание); «Вам удалось застать пляжный сезон?» (вопрос); «Расскажите, каким был переход через перевал» (просьба); «Когда был студентом, мне удалось пройти по многим горным маршрутам» (реминисценция); «Сомневаюсь, можно ли хорошо отдохнуть, если маршрут пешеходный» (сомнение); «Активный отдых — гарантия здоровья» (утверждение).
Среди композиционных упражнений выделяют устный рассказ, импровизацию-рассказ, драматизацию.
Устный рассказ представляет собой сочинение в виде монологического выступления (подготовленного или неподготовленного). В зависимости от наличия или отсутствия опоры, а также степени сложности выполнения различают следующие виды устного рассказа:
- по готовому сюжету, который дается в свернутом виде;
- по предложенной ситуации;
- по данной теме;
- по пословице, поговорке или крылатому выражению;
- по собственной теме.
Импровизация относится к разновидностям устного рассказа. Особенность этого вида упражнений в том, что высказывание продуцируется студентом по собственной теме без предварительной подготовки (экспромт).
Драматизация — это сочинение двух учащихся, которое разыгрывается в лицах. Виды драматизации точно такие же, как и в устном рассказе.
К репродуктивному виду упражнений относится пересказ; к дескриптивному — видеорассказ, т. е. речевое сопровождение, например видеокассеты. Выработку умений вести устный комментарий к видеоматериалу рекомендуется начинать с предоставления содержания в невербальной форме. Это могут быть динамические иллюстрации, комиксы, кадры диафильма и др. Цель видеорассказа — передать словами изображенное на экране, слайдах и т. п.
В группу дискутивных упражнений входят комментирование и учебная дискуссия.
Комментирование — высказывание учащимся мнения о полученной информации. Здесь важно владеть приемами логического суждения. Комментирование бывает полным или выборочным, развернутым или свернутым. Во взрослой аудитории часто используется комментирование газетно-журнальных материалов, телепередач и др.