Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Чтение. Часть 1.

Чтение — вид РД, направленный на восприятие и переработку информации письменного текста.

Обучение чтению имеет особое значение.

По сравнению с устной речью чтение обладает рядом особенностей, с одной стороны, облегающих восприятие речи, с другой — затрудняющих. Преимуществами чтения являются: выбор нужного темпа, возможность вернуться к непонятным местам. С точки зрения психологии зрительная память (а именно она работает при чтении) прочнее слуховой; легче идет постижение информации: от формы к значению, а не от значения к форме, как при письме. К трудностям чтения относятся: большой объем языкового материала, особенности понимания отдельных положений.

Слово может быть узнано в тексте, если в памяти читающего сформирован зрительный, звуковой и речедвигательный образ этого слова, если читающий ранее видел слово, слышал или сам произносил. Иначе обстоит дело с пониманием при чтении отдельных фраз, поскольку вряд ли читающий слышал, читал или произносил точно такие же предложения, которые ему встречаются в текстах. Понимание предложений возможно при условии, что фразы с подобной структурой читающий уже встречал или строил ранее, т. е. если у него сформирован и хранится в памяти фразовый стереотип.

Новые слова и грамматические конструкции, содержащиеся в тексте, должны быть объяснены до чтения. Нужно, чтобы учащийся мог сам их произнести и употребить в речи.

В обучении иностранным языкам используют разные формы работы, обусловленные определенными факторами.

По степени участия родного языка различают переводное чтение (с участием родного языка) и беспереводное чтение (без участия языка-посредника). Задача обучения в школе и в неязыковом вузе — беспереводное чтение, обеспечивающее понимание текста. Перевод используется в этом случае только как форма контроля. Понимание текста и его перевод не разные понятия. Перевести текст означает найти адекватные формы в родном языке, что требует специальной филологической подготовки.

По наличию или отсутствию языковых трудностей различают подготовленное чтение, предполагающее снятие языковых трудностей, и неподготовленное чтение.

После закрепления алфавита обычно переходят к чтению слов, словосочетаний и коротких предложений из 2—3 слов и только потом к чтению несложных связных текстов.

Проверять домашнее задание обычно начинают с тренировочных упражнений, чтения стечений гласных и согласных, многосложных слов, предложных словосочетаний, случаев качественной редукции безударных гласных, озвончения и оглушения согласных. Чтобы исправить ошибки в чтении многосложных слов — избежать двух ударений, пропуска звуков, переставления слогов, — рекомендуется разучивать их по слогам.

Обучение чтению осуществляется для конкретных практических потребностей. Главные черты зрелого (хорошего) чтения — высокая скорость чтения про себя и гибкость. Скорость чтения зависит от автоматизма обработки воспринимаемого печатного материала. Под гибкостью чтения подразумевается умение читать с разной скоростью в зависимости от ситуации. Существенное значение при чтении имеет то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. В свою очередь от этого зависит установка на степень полноты и точности понимания читаемого. Эти факторы обусловили выделение трех видов чтения: просмотрового, ознакомительного и изучающего.

Ознакомительное чтение используется на занятиях, если требуется обратить внимание лишь не определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с решением какой-то частной учебной задачи. Такой вид чтения нужен, когда необходимо озаглавить текст, обозначить тему, основную мысль, стиль высказывания, выделить основные его части. К приемам ознакомительного чтения относятся также выделение главного и второстепенного в тексте, определение ключевых слов, несущих основную информацию текста. Эти умения могут быть сформированы в процессе выполнения специальных упражнений.

С. Вишнякова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005