Обучение речевой деятельности. Чтение. Часть 2.
Моделирование текста — одно из условий оптимизации обучения, поскольку модель является формой научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях.
Цель моделирования научного текста — помочь иностранным студентам адаптироваться к восприятию текста по специальности. Модель текста можно зафиксировать словесно или изобразить в виде схемы. Существуют разные концепции и способы построения моделей текста.
В одной концепции основные смысловые связи представлены в виде ядерных слов и словосочетаний, фокусом которых является коммуникативная задача текста. Согласно этой концепции, методика построения модели текста включает этапы:
- Определение темы текста.
- Выделение его коммуникативной задачи.
- Выделение микротем текста в зависимости от коммуникативной задачи.
- Нахождение в микротемах новой информации текста, являющейся решением поставленной автором коммуникативной задачи текста.
- Графическое представление структурно-смысловых связей модели.
Другая концепция построения модели текста основана на отображении его денотатной структуры. Графическое представление в ней осуществляется в виде схемы, графа или сети, где вершинам соответствуют имена денотатов — ключевых элементов текста, наиболее важных для понимания — полученные в результате содержательного анализа текста и применения необходимых знаний о данном фрагменте действительности, а ребрам — предметные отношения.
Этапы методики построения денотатной структуры текста:
- выделение денотатов;
- выделение подтем;
- определение субтем;
- графическое представление иерархии подтем и субтем;
- определение соотношения денотатов: приведение их в соответствие с моделью ситуации, формировавшейся в интеллекте.
Существуют и иные способы построения модели текста, например модель субъектно-предикатных отношений. Текстовым субъектом называется то, что поясняется, а его предикатом — само пояснение, описание, объяснение или доказательство. Субъект и предикат текста выражаются не отдельными словами, а целыми предложениями — одним, двумя или несколькими. В субъектно-предикатной модели текста присутствуют субъекты и предикаты нескольких рангов.
Умения выделять существенные смысловые связи при чтении текста, моделировать его структурно-смысловой каркас облегчает процесс чтения и объективное понимание развития смысла в нем.
Для работы в аудитории преподаватель может выбрать любую удобную, на его взгляд, концепцию построения модели текста.
В методике обучения чтению на иностранном языке выделяют упражнения по отношению к процессу чтения: дотекстовые, или предтекстовые, притекстовые и послетекстовые.
Дотекстовые упражнения направлены на формирование психологических механизмов: внутреннего проговаривания, вероятностного прогнозирования, увеличение объема зрительного восприятия, памяти и др. объяснение значений новых слов, грамматических явлений, тренировку их употребления путем многократного повторения в разных вариациях. Цель дотекстовых упражнений — снятие трудностей чтения, поэтому они ориентированы на определенные стадии усвоения: восприятие, имитацию, наблюдение, употребление и переключение.
На этапе притекстовых упражнений формируется коммуникативная установка на чтение, т. е. на необходимый объем извлечения информации, а следовательно, на определенные мыслительные операции. Притекстовые упражнения реализуются в форме заданий к прочтению текста, работа выполняется уже с речевым материалом.
Послетекстовые упражнения рассчитаны на понимание текста, на умение разбираться, каким образом реализуется коммуникативная задача. В этом случае используются умения совершать речевые действия: определять тему и основную мысль текста, его коммуникативную задачу; делить текст на смысловые вехи; находить в нем ключевые слова и др. К умениям самого высокого ранга (обязательная для филологов) относится выявление подтекстов и авторской позиции.