Обучение речевой деятельности. Письмо. Часть 1.
В методике письменная речь и письмо различаются. Понятие письменная речь шире, так как обучение этому виду речевой деятельности включает обучение письму — графической и орфографической системы языка для записи отдельных слов, словосочетаний, предложений с целью формирования навыков фиксировать устную и письменную речь.
С одной стороны, умение правильно писать буквы и слова на иностранном языке представляет собой владение техникой письма является начальной стадией обучения письменной речи, с другой — средством обучения русскому языку, помогающим не только усвоить лексику, грамматику, но и овладеть другими видами речевой деятельности — устной речью, техникой чтения.
Обучение технике письма предполагает овладение русским алфавитом, русской графикой и орфографией.
Знакомство с техникой письма начинается с изучения русского алфавита на занятиях по вводно-фонетическому курсу. Последовательность изучения звуков и букв определяется принципом возрастающей трудности произношения и начертания. Обучающиеся должны знать, что у каждой буквы есть по 2 печатных и 2 рукописных разновидностей. Это необходимо, чтобы печатные буквы узнавать при чтении, а с помощью рукописных писать. Студентов учат названию каждой буквы, чтобы они могли правильно читать аббревиатуры: СНГ [эс эн гэ], ВДНХ [вэ дэ энха], поясняют случаи обозначения буквой двух звуков, а также другие расхождения написания и звучания букв, что связано с графикой и орфографией.
Существенным методическим вопросом при обучении алфавиту является последовательность знакомства с буквами. Она определяется принципом возрастающей трудности написания. Самые простые буквы — нулевого ранга сложности — это те, в которых исходный элемент равен букве: г, о, с, ь. Буквы первого ранга сложности объединяют два элемента: д, у, а. Оправдан также комбинированный метод, когда буквы группируются в серии по общности графических элементов: о, а, ю, д, б, ф или и, й, ш, ц, щ, у.
Обучение каллиграфии происходит по мере прохождения вводно-фонетического курса. Под каллиграфией в методике понимается умение правильно писать рукописные буквы и соединять их между собой в слове. К распространенным случаям отклонения от правил русской каллиграфии относятся:
1) отдельное написание букв в слове;
2) написание выше строки некоторых букв, чаще всего к, л (влияние латинского языка);
3) смещение м, т; п., н; ж, ш; ч, г из-за скорописи при отсутствии устойчивого графического навыка.
Чтобы правильно писать по-русски, недостаточно знать алфавит. Необходимо иметь предписание об особенностях обозначения звуков в словах в зависимости от их окружения, что связано с графикой. Правила графики сообщаются также в процессе вводно-фонетического курса. Например, изображение на письме гласных и согласных звуков, звука [jj, средства обозначения мягкости согласных звуков и др. По правилам графики твердость согласных в позиции перед гласными обозначается буквами а, о, у, э, ы, а мягкость — буквами я, ё, ю, е, и: лук — люк, рис — рысь.
В отличие от графики орфография определяет правила правописания конкретных слов или их значимых частей — морфем. В систему современной русской орфографии входят правила:
- обозначения звуков буквенными знаками в корневых морфемах и аффиксах (все морфемы за исключением корня) в структуре слова;
- слитного, раздельного и дефисного написания слов;
- употребления прописных букв;
- переноса слов.
Морфологический принцип — основной принцип русской орфографии. Его сущность в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме одинаковое начертание. Эффективности такого подхода к написанию слов способствует морфолого-орфографический анализ: выделение корневых или приставочных морфем, сопоставление с родственными словами.