Обучение речевой деятельности. Письмо. Часть 2.
Фонетический принцип означает написание слов по произношению. В соответствии с ним пишутся, например, приставки, оканчивающиеся на с, з (рассыпаться, но раззадориться), слова, начинающиеся с буквы и, перед которой приставка с согласным на конце: безыдейный, от идея.
Сохраняется в русском языке и традиционное написание слов, не по произношению, а как писали раньше. Например, в формах инфинитива, 3-го лица возвратных глаголов произносится [ць], а пишется -ться, тся, существительные мужского рода с основой на шипящий пишутся без мягкого знака — луч, а женского — с мягким знаком — дочь и т. д.
Обучение орфографии специально не выделяется в учебниках для иностранцев, а составляет часть работы по грамматике и лексике.
Как же оценивать орфографические ошибки? Методически неверно оценивать письменные работы иностранцев по количеству орфографических ошибок. При коммуникативном подходе к обучению иностранным языкам значимыми считаются те ошибки, которые препятствуют общению, затрудняют его.
В качестве основных упражнений по орфографии рекомендуются диктанты. Их разновидности:
Зрительные диктанты предполагают, что учащиеся сначала анализируют записанные или спроецированные на доске предложения с изучаемыми орфограммами, а потом по памяти воспроизводят их.
Слуховые диктанты. Опираются на слуховое восприятие предназначенного для записи текста, на соотнесение звукового состава слова с графическим.
Самодиктанты. Основаны на воспроизведении ранее выученного текста. Тексты могут подвергаться предварительному анализу, объяснению орфограмм.
Выборочные диктанты, Представляют собой вид слуховых или зрительных диктантов. В отличие от других видов диктантов предполагают запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы на изучаемое правило.
Картинные диктанты. Основаны на том, что показываются иллюстрации с изображением предметов, учащимся надо назвать их и правильно записать. Рисунки предполагают лексику, содержащую изучаемые орфограммы.
В методике письменной речью называется умение передавать информацию с помощью письменной формы соответственно ситуации общения.
Письменная речь характеризуется рядом специфических признаков:
- развернутостью, в силу непрямой связи между участниками акта общения;
- произвольностью, поскольку пишущий самостоятельно отбирает адекватные средства выражения содержания и может изменить текст, отредактировав;
- коммуникативной, смысловой и композиционной организованностью.
Владение письменной речью связано с совершенствованием важных психологических механизмов.
Механизм осмысления отвечает за установление смысловых связей: сначала между понятиями, потом между членами предложения, затем между данным и новым, или темой и ремой.
Механизм упреждения (упредить — предупредить, опередить) назван так потому, что позволяет во внутренней речи проверить, проговорить каждое слово. Действие звукового анализатора, скрытой артикуляции и интонирования дополняется действием зрительного и двигательного (рука) анализаторов. Прежде чем произнести слово, механизм упреждения дает возможность предвидеть последующие слова и связи между ними, представить перспективу раскрытия замысла не только предложения, но и всего высказывания.
Механизм памяти, как оперативной, так и долговременной, играет также важную роль. Оперативная память позволяет удерживать предмет высказывания при записи предложения и текста. Долговременная память помогает возникновению ассоциаций с накопленным ранее и прочно запомнившимся опытом.
Обучение письменной речи строится в зависимости от целей, стоящих перед изучающими иностранный язык. Цели определяются коммуникативными потребностями: наличием или отсутствием языковой среды, социальным статусом иностранцев, формой обучения.