Обучение речевой деятельности. Письмо. Часть 3.
Перед теми, кто учится за рубежом (например, школьники), чаще всего ставится задача уметь писать частные бытовые письма. Для студентов-иностранцев, обучающихся в России, важно уметь записывать лекции, конспектировать учебную литературу по специальности, писать курсовые работы, возможно, выступать с докладом. В соответствии с целями обучения перед студентами ставятся задачи научиться: составлять план, тезисы, конспект; писать аннотацию, резюме, рецензию, рефераты, курсовую и дипломную работы. Для людей, профессионально связанных с партнерами в зарубежных странах, важно вести деловую переписку, а значит, владеть особенностями делового письма: дипломатического, промышленного или коммерческого.
Общение людей разных стран требует знания лингвистических основ письменной речи — особенностей разножанровых текстов. К ним относятся:
- владение необходимым объемом лексического и грамматического материала;
- умение оперировать им в письменной форме;
- умение оформлять его в соответствии с принятой в русском языке традицией.
Для обучения оперированию подготовленным лексико-грамматическим материалом используются специальные речевые упражнения: диктанты, изложения, сочинения. Эти виды речевых упражнений характерны для первого этапа обучения письменной речи.
Диктанты бывают свободные и творческие, т. е. такие, которые вырабатывают способность самостоятельного составления письменного текста. Это не диктанты в полном смысле слова.
При свободном диктанте ставится задача записать текст своими словами после однократного прослушивания по частям. Объем текста обычно небольшой (5-6 предложений). Перед учащимися может быть поставлена задача: выписать по заданию слова, словосочетания, а дома по ним воспроизвести текст.
При творческом диктанте предполагается, что часть текста (начало или конец каждого предложения) диктуется преподавателем, а ученики самостоятельно записывают предложения. При этом используются заданные грамматические формы.
Изложения — вид письменных упражнений в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения.
Существуют разные виды изложений: 1) по отношению к объему и содержанию исходного материала — сжатое, развернутое, подробное; выборочное; 2) по осложненности языковым заданием — с употреблением определенных языковых средств, с подачей исходного текста в другой форме; 3) по особенностям структуры исходного текста — описание, повествование, рассуждение.
Выборочное, подробное и развернутое изложения характерны для первого этапа обучения письменной речи. Развернутые изложения служат переходом к сочинению. Они включают добавленные к тексту-образцу сведения о персонажах, последующих или предшествующих событиях и др.
Последовательность процесса обучения изложению:
- Объяснение незнакомых слов.
- Двукратное чтение текста преподавателем.
- Составление плана (вопросного или назывного).
- Рассказ по плану.
- Запись развернутого изложения.
Сочинения — вид письменных упражнений в развитии речи учащихся, цель которых — самостоятельное составление речевого произведения. На начальном этапе это небольшие сочинения разных жанров: повествование, описание, рассуждение. Поскольку в учебниках большинство текстов-описаний, то рекомендуется задавать сочинения-повествования.
Источники получения материалов: жизненный опыт, прочитанная литература, произведения живописи, музыкальные впечатления, спектакли, кинофильмы и др. Сочинения могут быть осложнены дополнительным языковым заданием: построением содержания по опорным словам и конструкциям; включением группы определенных языковых средств; обнаружением определенных языковых средств в созданном тексте.