Обучение речевой деятельности. Говорение. Часть 1.
Говорение как вид речевой деятельности возможен при наличии мотива деятельности, возникающего, когда у человека появляется желание войти в речевое взаимодействие для достижения определенной цели (коммуникативная потребность).
Психофизиологические механизмы говорения. Говорение как психофизиологический процесс обеспечивается наличием в памяти человека слухоречедвигательных стереотипов лингвистических знаков и операций с ними. Как вид РД говорение характеризуется психологическими механизмами: комбинированием, конструированием, выбором, упреждением, дискурсивностью.
Механизм комбинирования представляет собой процесс формирования словосочетаний и фраз, при котором говорящий использует готовые блоки — слова и целые фразы в новых сочетаниях. От механизма комбинирования зависит творческий характер речи, ее беглость.
Механизм конструирования предусматривает осознание языковых правил и применение их для продуцирования речевых единиц в процессе говорения. Этот механизм используется при недостаточном уровне владения иностранной речью и затруднениях в качестве подкрепления и средства обучения.
Механизм выбора слов и структур обеспечивает готовность материала в соответствии с коммуникативной целью.
Механизм упреждения отвечает за плавность речи, нормализует время и паузы говорения, прогнозирует содержание высказывания.
Механизм дискурсивности осуществляет контроль за реализацией речевого сообщения на основе обратной связи.
Тема и ситуация. Речевые действия в процессе общения организуются в соответствии с темой. Именно тема связана с мотивом речевой деятельности, она определяет внутреннюю программу, речевую форму, средства ее оформления. В свою очередь, выбор темы зависит от степени обученности, возрастных особенностей и сферы общения — социально-бытовой, учебной, профессиональной.
В процессе обучения говорению важное значение имеют категории общения:
- социальная и коммуникативная роль — мать и дочь; покупатель и продавец; учитель и ученик и т. п.
- коммуникативная общность — достаточное предметное содержание и мотивированность;
- вид общения — индивидуальное, групповое, публичное — собрание, диспут, конференция и т. п.
Под коммуникативной подразумевается такая ситуация, которая вызывает общение, благоприятствует и сопутствует ему. Среди компонентов ситуации выделяют:
- обстоятельства — обстановку общения;
- отношения между коммуникантами — степень знакомства, общность интересов и др.;
- речевое намерение;
- реализацию самого акта общения.
Ситуацию общения следует учитывать при говорении, так как от вида общения (индивидуальное, групповое), обстановки и речевого намерения зависят содержание и набор необходимых умений для его реализации. Например, при публичном общении (доклады, сообщения) нужны умения: логично выражать мысли; аргументировать свою позицию; убеждать; выбирать из имеющихся фактов наиболее значимые и интересные для данной аудитории; умело опровергать то, с чем не согласен и др. Иногда для одного умения требуется учитывать несколько конкретных компонентов ситуации. Так, для реализации умения ориентироваться в условиях и задачах речи необходимо ответить на вопросы: Для чего я должен выступать — с целью сообщения, общения, воздействия? В чем конкретно моя цель? Кому будет адресовано выступление? Как много времени отводится для него?
Индивидуальное общение выдвигает иные требования, более простые, но и здесь нужно овладеть умениями: начать, поддерживать и продолжить разговор.