О методике изучения географии в VII классе.
Цели изучения географии в VII классе. Основная цель курса географии в VII классе — сформировать у учащихся систему единичных понятий о физико-географических особенностях материков и океанов и на этой основе уже сформировать представления об общих географических закономерностях развития природы Земли, взаимодействии человека и природы, о населении, политической карте мира. Например, в общее понятие о климате, полученное в VI классе, вводятся новые понятия о циркуляции атмосферы, воздушных массах и пассатах. В результате изучения курса у учащихся формируются новые общие более полные понятия о климатах Земли, климатообразующих факторах, о циркуляции атмосферы и переносе тепла и влаги, а также изменении климата во времени.
Курс географии материков и океанов начинается с поддержания картографических знаний и навыков чтения карты у учащихся. В этом курсе школьникам приходится работать с большим количеством тематических и комплексных карт, и они приобретают умения составлять комплексные описания природы различных территорий.
Изучение материков начинается с анализа их географического положения, величины, границ, очертаний, окружающих морей и океанов. Затем изучается история его исследований, особенности рельефа, геологическое строение и полезные ископаемые, климат и внутренние воды, почвенно-растительный покров и животный мир природных зон. Далее рассматривается население, политическая карта материка и характеристика отдельных государств.
Новые общие понятия конкретизируются при изучении различных материков. Например, понятия об общей циркуляции атмосферы, пассатах и т.п. углубляются при изучении климата Африки, а затем закрепляются при изучении климатов других материков (Южной Америки).
Структура и содержание курса. Курс географии материков и океанов содержит три основных раздела.
Раздел I. Главные особенности природы Земли. Включает темы об основных этапах развития природы, происхождении материков и впадин океанов, климатах Земли, Мировом океане и географической оболочке.
Раздел II. Материки. Содержит комплексные описания шести материков.
Раздел III. Взаимодействие природы и человека. Рассматриваются вопросы освоения Земли человеком и его влияние на природу, прогнозирования изменений природы и необходимости международного сотрудничества в деле охраны природы.
Изучение учебного материала начинается с материков, расположенных в низких широтах южного полушария: Африки, Австралии, где наиболее отчетливо видны закономерности образования природных зон. Затем рассматриваются Антарктида, Южная Америка и Северная Америка и Евразия. Такая последовательность изучения материков связана с тем, что на южных материках (прежде всего в Африке) лучше, чем в Евразии, прослеживается широтная зональность, т.е. зависимость климата и природных зон от географической широты. Такой подход обеспечивает наиболее глубокое усвоение основного географического закона — закона о широтной зональности природы.
Изучение наиболее сложного в природном отношении материка Евразии приходится на конец курса, когда учащиеся лучше подготовлены. Такое завершение курса позволяет осуществить переход к изучению физической географии России, избежав повторений, ограничиваясь изучением зарубежной Евразии.
В завершающем разделе о взаимодействии человека и природы систематизируются и обобщаются основные физико-географические понятия. Учащиеся усваивают материал о направленном развитии географической оболочки на материках, приводятся в систему знания о климате Земли и динамике атмосферы и климатических поясах Земли. На этой основе доказывается географическая зональность природы на равнинах и высотная поясность в горах.