О методике обучения изобразительному искусству. Часть 1.
В предыдущие годы вопросы обучения предметам изобразительного искусства приобрели особую значимость и вызвали небывалый интерес как в среде тех художников, для которых педагогическая работа стала основным родом деятельности, но так же и в среде художников, занятых обычной творческой работой. Вместе с этим педагогическая и методическая мысль находят свое выражение в ряде публикаций, обсуждений, создания разнообразных программ как для школьного, так и дополнительного образования обучения изобразительному искусству. Все это свидетельствует о необычайном оживлении педагогической и методической идеи. Совместимость различных способов и приемов проведения какой-либо работы, а здесь мы будем вести речь о дополнительном обучении изобразительному искусству есть методика в самом широком смысле этого слова. Анализируя сегодняшнее современное состояние методики и практики преподавания изобразительного искусства, мы видим, что пока еще существует разрыв между средой социальной культуры и системой образования.
Перед началом сложной работы опытный педагог разделяет весь процесс работы на отдельные этапы и начинает их методически последовательно выполнять.
Методика может быть или общей - если мы рассматриваем способы и приемы обучения подростков, присущие всем направлениям творчества, и частной, когда мы говорим о способах обучения какому-либо одному направлению в изобразительном или другом виде творчества.
Сегодня становятся актуальными проблемы организации отдыха детей, создание новых программ, методических пособий, влияющих на творческое развитие подростков в период организации летнего и зимнего отдыха.
В современной литературе по педагогике встречается также термин «прием». Приемы обучения — это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения.
Личный практический опыт художника имеет в значительной степени случайный характер и уже поэтому не может быть рекомендован как основной метод преподавания. Кроме того, каждому художнику-педагогу присуща различная степень владения методами изобразительного творчества, своя индивидуальная манера, а это значит, что среди педагогов возникнет громадное количество разнообразных методов преподавания и, следовательно, нарушается система, стройность обучения.
Наша отечественная педагогика требует таких методов обучения, которые объективно знакомят ребят с природой, с реальной действительностью.
Методика обучения всегда целенаправленна. Сегодняшняя ее цель — не только вооружить учащихся знаниями и навыками, но и воспитать в них активность, инициативность, стремление находить свой путь к творчеству. Следовательно, в методике обучения надо видеть и практическую и теоретическую стороны дела, понимать роль и значение каждой из них.
Преподавательская работа по своей природе — деятельность творческая, живая. Педагог, общаясь с детьми, не может работать по трафарету, по шаблону Это видно даже тогда, когда приходится повторять одно и то же дважды. Например, учащиеся рисуют с натуры пейзаж. Приходится объяснять, как последовательно строить изображение на листе, как анализировать изображение и как использовать полученные результаты в работе. Обходя аудиторию, преподаватель замечает, что многие не справляются с работой. Тогда он останавливает работу учащихся и снова сосредоточивает внимание всех ребят на основной теме урока. Но методика изложения материала становится иной. Руководитель уже не только подробно разъясняет каждый этап работы, но и рисует сам, показывая технику работы с материалом.
В зависимости от приобретенных учащимися знаний и навыков, в зависимости от общего их развития методика может меняться.