Организационно-методическая система обучения грамоте. Часть 2.
Речь учителя должна быть позитивной: правильной, энергичной (в отличие от громкой), выразительной, вежливой и спокойной. Для первоклассников это чрезвычайно важно: чаще всего они реагируют не на содержание сказанного, а на его тональность. Психологи и физиологи экспериментально доказали, что утвердительные задания в виде требований-приказов («назовите...», «скажите...», «сделайте...» и т.п.) снижают осмысление информации на 60 %, вызывают фрустрацию (тревожность). Вопросительная интонация в отличие от императива запускает в сознании человека важные интеллектуальные процессы, связанные с пониманием, поиском нужных знаний, подбором соответствующих слов, понятий и построением из них ответа, т.е. то, что в разделе «Развитие речи» мы называли вторичной коммуникативной деятельностью. Поэтому в I классе особенно рекомендуется формулировать задания в виде вопросов: «Сможем ли услышать звук, который мы изучаем, в разных словах?», «Из каких элементов состоит эта буква? (Какие палочки и крючки спрятались в этой букве?)», «Чей рассказ полнее?», «Кто правильно назовет первый в слове мягкий звук?» Такое обращение учителя вызывает у ребенка естественные процессы размышления, поиска ответа.
В подготовительный период дети приучаются слушать и точно выполнять указания учителя, привыкают соблюдать школьные правила, учатся громко, отчетливо, связно отвечать на вопросы учителя, слушать друг друга, в ответах своих одноклассников не только замечать ошибки, но и оценивать положительные стороны.
Период обучения грамоте делится на подготовительный и основной этапы.
Подготовительный этап по «Букварю» или по «Азбуке» для четырехлетней школы продолжается около шести недель (примерно 54 урока), и деятельность учителя направлена на два параллельно существующих процесса: формирование элементарных учебных действий на уроках чтения и письма и формирование гигиенических привычек, необходимых для обучения грамоте (правильной посадки, умений располагать тетрадь, держать ручку и др.). Основные задачи подготовительного периода: приобщение детей к учебной деятельности, приучение к требованиям школы, усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, подготовка к чтению и письму, развитие речи учащихся — обогащение словаря, составление предложений, рассказов. Подготовительный период имеет две ступени.
С точки зрения содержания по русскому языку первая ступень называется без буквенной, поскольку дети знакомятся практически с такими понятиями, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние согласного с гласным. Начинается работа с первой учебной книгой — «Азбукой» («Букварем»): первые 20 — 40 страниц занимают картинки, по которым дети составляют устные рассказы. Рассматривая букварь, ученики узнают, как устроена книга, что написано на обложке, как выглядит страница и что на ней размещено. Для учителя это возможность проверить речевую подготовку учеников. Успех подготовительного периода, его безбуквенной ступени, обеспечивается преемственностью между детским садом и школой — многие дети приходят хорошо подготовленными: читают полными словами, различают звуки в слоге и слове, знают алфавит, некоторые умеют печатать слова. Возможно, что в результате дошкольной работы в детском саду или в семье проводились развитие речи и элементарный звуко-буквенный анализ. Поэтому рекомендуется завести дневник речевого развития класса, занести туда список учеников и составить таблицу их знаний и умений.
На второй ступени начинается изучение букв основынх гласных звуков: а, о, у, и.
Основной — букварный — этап посвящен изучению согласных звуков и их буквенных обозначений, а также знаков ь и г. Звуки и буквы изучаются в определенной последовательности: в учебниках заложен частотный принцип введения букв — это позволяет увеличивать количество слов для чтения. В основной период обучение письму не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним. Процесс обучения грамоте строится на методе решения задач, что способствует совершенствованию речевой деятельности учащихся, гак как опирается на уже имеющийся навык разговорной речи.