Методические материалы, статьи

Организационно-методическая система обучения грамоте. Часть 2.

Речь учителя должна быть позитивной: правильной, энергичной (в отличие от громкой), выразительной, вежливой и спокойной. Для первоклассников это чрезвычайно важно: чаще всего они реагируют не на содержание сказанного, а на его тональность. Психологи и физиологи экспериментально доказали, что утвердительные задания в виде требований-приказов («назовите...», «скажите...», «сделайте...» и т.п.) снижают осмысление информации на 60 %, вызывают фрустрацию (тревожность). Вопросительная интонация в отличие от императива запускает в сознании человека важные интеллектуальные процессы, связанные с пониманием, поиском нужных знаний, подбором соответствующих слов, понятий и построением из них ответа, т.е. то, что в разделе «Развитие речи» мы называли вторичной коммуникативной деятельностью. Поэтому в I классе особенно рекомендуется формулировать задания в виде вопросов: «Сможем ли услышать звук, который мы изучаем, в разных словах?», «Из каких элементов состоит эта буква? (Какие палочки и крючки спрятались в этой букве?)», «Чей рассказ полнее?», «Кто правильно назовет первый в слове мягкий звук?» Такое обращение учителя вызывает у ребенка естественные процессы размышления, поиска ответа.

В подготовительный период дети приучаются слушать и точно выполнять указания учителя, привыкают соблюдать школьные правила, учатся громко, отчетливо, связно отвечать на вопросы учителя, слушать друг друга, в ответах своих одноклассников не только замечать ошибки, но и оценивать положительные стороны.

Период обучения грамоте делится на подготовительный и основной этапы.

Подготовительный этап по «Букварю» или по «Азбуке» для четырехлетней школы продолжается около шести недель (примерно 54 урока), и деятельность учителя направлена на два параллельно существующих процесса: формирование элементарных учебных действий на уроках чтения и письма и формирование гигиенических привычек, необходимых для обучения грамоте (правильной посадки, умений располагать тетрадь, держать ручку и др.). Основные задачи подготовительного периода: приобщение детей к учебной деятельности, приучение к требованиям школы, усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, подготовка к чтению и письму, развитие речи учащихся — обогащение словаря, составление предложений, рассказов. Подготовительный период имеет две ступени.

С точки зрения содержания по русскому языку первая ступень называется без буквенной, поскольку дети знакомятся практически с такими понятиями, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние согласного с гласным. Начинается работа с первой учебной книгой — «Азбукой» («Букварем»): первые 20 — 40 страниц занимают картинки, по которым дети составляют устные рассказы. Рассматривая букварь, ученики узнают, как устроена книга, что написано на обложке, как выглядит страница и что на ней размещено. Для учителя это возможность проверить речевую подготовку учеников. Успех подготовительного периода, его безбуквенной ступени, обеспечивается преемственностью между детским садом и школой — многие дети приходят хорошо подготовленными: читают полными словами, различают звуки в слоге и слове, знают алфавит, некоторые умеют печатать слова. Возможно, что в результате дошкольной работы в детском саду или в семье проводились развитие речи и элементарный звуко-буквенный анализ. Поэтому рекомендуется завести дневник речевого развития класса, занести туда список учеников и составить таблицу их знаний и умений.

На второй ступени начинается изучение букв основынх гласных звуков: а, о, у, и.

Основной — букварный — этап посвящен изучению согласных звуков и их буквенных обозначений, а также знаков ь и г. Звуки и буквы изучаются в определенной последовательности: в учебниках заложен частотный принцип введения букв — это позволяет увеличивать количество слов для чтения. В основной период обучение письму не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним. Процесс обучения грамоте строится на методе решения задач, что способствует совершенствованию речевой деятельности учащихся, гак как опирается на уже имеющийся навык разговорной речи.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
продажа автомобилей в лизинг Благодаря установленной величине платежей и продолжительности лизинга будет значительно легче проводить бизнес-планирование. К тому же лизинг автомобиля позволяет значительно сократить время на приобретение транспорта. Лизинг - это ваша возможность приобретения необходимого актива с минимальным отвлечением собственных оборотных средств.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005