Методические материалы, статьи

Организационно-методическая система обучения грамоте. Часть 3.

Система аналитико-синтетических упражнений, опирающихся на жизненный опыт самих учащихся, позволяет развивать мышление школьников, их фонематический слух и орфографическую зоркость, так как за основу аналитической и синтетической работы берется звук, а буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком. Звуковой и слого-звуковой анализ помогает формированию навыка слогового чтения, так как в качестве единицы чтения берется слог. Формирование фонетических умений и развитие фонематического слуха происходят с опорой на моделирование — модели слогов, элементы слов, предложений дети видят в азбуке и на доске, учатся составлять их в тетрадях, схематизировать самостоятельно. В дальнейшем звуковые упражнения аналитического и синтетического характера проводятся на каждом уроке обучения грамоте. Причем постепенно от работы с готовыми опорными схемами учащиеся переходят к коллективному, а потом и к самостоятельному составлению этих схем. Несмотря на то что на основном этапе ученики уже знают многие буквы, слова для звукового анализа следует предлагать только звучащими, а не написанными, иначе учащиеся будут оперировать не звуками, а буквами, и мы не сформируем фонетических умений, которые предшествуют выработке фонематического слуха. На уроках основного этапа обучения грамоте систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии без теоретических сведений — на практической основе.

Обучение некоторым нормам речевого поведения (слушать говорящего, смотреть на него, не перебивать, не мешать думать в тишине, не говорить слишком тихо (громко), правильно обращаться к учителю, к различным работникам школы, к сверстникам; пользоваться различными формулами приветствия, прощания, благодарности) в период обучения грамоте продуктивно проводить, используя ролевые игры: «Кто так разговаривает?», «Как правильно задать вопрос?» (учителю, родителям, прохожему, продавцу, доктору, милиционеру и т.п.), «Вежливый посетитель» (в школе, в магазине, в библиотеке, в кинотеатре и т.п.), «Внимательный собеседник».

Начиная с I класса дети приучаются к самостоятельному контролю своих знаний, так как самоконтроль — один из важнейших психологических механизмов человеческой деятельности. «Человечек-вопросик «Как?», появившийся на первых уроках, сопровождает ученика на каждом уроке и помогает ему контролировать свою работу и по способу познавательных действий, и по качеству выполнения задания.

Завершается период обучения грамоте повторительно-обобщающими уроками, имеющими целью для учеников закрепить все пройденное, а для учителя — проверить результаты обучения и сравнить их с первоначальной диагностикой знаний и умений детей.

В период обучения грамоте детям не ставят оценок за их труд по традиционной пятибалльной системе. Учитель поощряет ученика за правильно выполненное задание словами («отлично», «замечательно», «молодец», «умница» и т.п.), отмечает удачно прописанную букву (элемент буквы, слово), прочитанные слоги (слова, предложения), составленные схемы слов и предложений, хвалит за аккуратность, прилежание, внимание, помощь товарищам на уроке. Некоторые учителя используют карточки, изображающие ежика, елочку и т.п., отмечая работу ребенка на уроке кружочками разных цветов. Ежику приклеивают «яблочки» — красное, желтое и зеленое, что соответственно означает «пять», «четыре», «три»; на елочку вешают шарики-игрушки, также обозначающие цветами степень оценки ученического труда. Дети очень быстро соображают, что это те же оценки, и часто можно услышать от расстроенного ученика: «А у меня одни тройки! Видите, все шарики зеленого цвета». Следует понимать, что степень сформированности навыка зависит от целого ряда обстоятельств: психофизических особенностей организма ребенка, его бытовой среды, самочувствия в конкретный момент обучения, субъективности учительского отношения и т. п. Поэтому дидакты и психологи категоричны в своих требованиях не оценивать труд первоклассника даже в такой адаптированной форме, как «ежики», «цветочки», «звездочки» и т. п. Приказом Министерства образования и науки РФ установлено требование по завершении I класса не выставлять оценок ни в дневник, ни в личное дело ученика. Это не исключает, однако, регулярной диагностики учителем уровня знаний и умений первоклассников.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Сколько стоят стальные панельные радиаторы отопления.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Онлайн заявка на кредит наличными в СПб Предлагаем новую программу автокредитования. Для рассмотрения заявки на получение автокредита потребуется всего 2 документа: паспорт гражданина РФ и водительские права. © «БНК Кредитование» 2007–2013 — кредитный брокер.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005