Основы дидактической теории обучения географии.
Наиболее целостная теория процесса обучения создана И . Я. Лернером и его последователями (1982, 1989). По этой теории процесс обучения представляет собой целенаправленную смену учебных задач в ходе взаимодействия учителя и учащихся для последовательного развития свойств личности ученика в результате усвоения им содержания образования. В соответствии с этой теорией процесс обучения географии включает следующие элементы:
1. Мотивы взаимодействия учителя и учащихся, без которых учебная деятельность невозможна.
2. Цели обучения — разностороннее развитие личности, формирование географической культуры учащихся как части общечеловеческой культуры.
3. Содержание образования, ориентированного на достижение этих целей, определяемое программами и содержащегося в учебниках.
4. Совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение содержания образования.
5. Механизм усвоения учащимися содержания образования.
6. Организационные формы учебного процесса.
7. Результат обучения, требующий оценки и диктующий очередной шаг обучения.
Процесс обучения может осуществляться только при наличии всех указанных элементов.
При планировании темы урока учитель определяет реальные цели учебного процесса: образовательную, развивающую и воспитывающую. Ему необходимо внимательно рассмотреть мотивы и потребности учащихся данного возраста, спланировать ожидаемый результат по каждой смысловой или структурной части урока.
В соответствии с главной целью образования в содержании каждого урока должны быть включены все четыре компонента образования: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Необходимость обязательного включения всех четырех элементов образования была обоснована И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным .
Первоначальное усвоение знаний достигается с помощью объяснительно-иллюстративного метода, направленного На передачу готовой информации. Опыт творческой деятельности приобретается в ходе овладения умениями и применением их при решении проблем (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы).
Эффективность процесса обучения основана на учете следующих показателей:
1. Системность знаний.
2. Овладение способами деятельности или умениями.
3. Умения творчески применить знания и умения.
4. Сформированность эмоционального ценностного отношения к миру.
На первоначальном этапе усвоения географических знаний у учащихся выстраивается цепь чувственно-наглядных образов и представлений о предметах и явлениях. На последующем этапе одновременно с ними формируются понятия. Понятия, являющиеся формой абстрактного мышления и отражающие сущность предметов и явлений, тесно связаны с представлениями. Абстрактное мышление при усвоении понятий выражается словами или схематическими изображениями. Усвоение знаний, умений и навыков представляет собой интенсивный процесс и сопровождается развитием умственных способностей учащихся и их познавательного интереса. Одновременно с формированием знаний происходит усвоение опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к окружающему миру.
В современной дидактике наиболее прогрессивным является личностно-деятельностный подход. В концепции учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова ученик рассматривается как субъект познания, а сам образовательный процесс не как просто трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей. Развивает не само знание, а специальное его конструирование. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует познание ее учащимися. Следовательно, источник развития содержится в специально сконструированном обучении. Выражение, сформулированное еще К. Д. Ушинским, «учить учиться» ясно отражает сущность задачи. Вместе с тем, в концепции В. В. Давыдова целью образования является не просто познание окружающего мира, а присвоение учениками общественно-исторического опыта, накопленного человечеством (знания, общественные ценности, нормативы и социально-значимые ориентиры). Успех обучения и развития школьников определяется не только хорошо организованным обучением, но также их субъективным опытом. Ученик в процессе обучения приобретает опыт творческой деятельности, в первую очередь лично-значимые признаки познаваемых объектов.
См. также: