Методические материалы, статьи

Основные элементы содержания литературного образования. Принципы расположения литературного материала в учебнике-хрестоматии.

Тематический принцип предполагает выделение в хрестоматии и последовательное изучение тематических разделов, например: «Осень — пора листопада», «Попрыгать, поиграть», «Картины родной природы» и т.д. Расположение произведений по тематическому принципу — наиболее традиционный и самый распространенный вариант построения хрестоматии для начальной школы, но он имеет свои недостатки: тема задает определенный ракурс изучения, искусственно сужая, обедняя многогранность художественного произведения.

Объединение произведений по проблемному принципу — более сложный вариант построения учебника, предполагающий сравнительный анализ произведений, выделение их проблематики, общего и индивидуального в постановке и решении проблем. Разделы хрестоматии могут отражать связи человека с миром («Я и моя семья»), ставить нравственные вопросы («Что такое хорошо и что такое плохо?»), выдвигать литературоведческие проблемы («Автор и рассказчик»). Такое расположение материала позволяет учителю неоднократно обращаться к одному произведению, рассматривая его с разных позиций. Например, рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное всегда становится явным», написанный от лица рассказчика, затрагивает и семейные, и нравственные проблемы и может быть включен в любой из названных разделов хрестоматии. При изучении других разделов учитель имеет возможность обратиться к уже известному детям рассказу, раскрыть новые грани его содержания в процессе сопоставительного анализа с изучаемыми произведениями.

Монографический принцип используется в средней и старшей школе, поскольку предполагает изучение творческого пути писателя, что недоступно младшим школьникам. В хрестоматиях для начальной школы встречается расположение литературного материала «по авторам» — последовательное изучение произведений одного писателя. Преимущество этого принципа в том, что внимание детей фиксируется на авторе как творце, создателе произведения, что учебником не задается определенный ракурс рассмотрения текста, и учитель имеет большую самостоятельность в выборе направления анализа. Недостаток в том, что при таком построении учебника недостаточно четко прослеживается линия читательского развития ученика.

Жанровый принцип предполагает объединение произведений по жанровой принадлежности и выделение в хрестоматии соответствующих разделов: «Поэтические страницы», «Что за прелесть эти сказки!» и др. Этот принцип, хотя и позволяет организовать наблюдение за жанровой спецификой, имеет больше недостатков, чем достоинств. Проблема жанра как литературоведческая проблема пока еще очень далека от младших школьников, раннее приобщение к теории скорее оттолкнет их от чтения, чем приобщит к нему. Однообразие противопоказано детям. Чтение большого количества лирических стихотворений (сказок, басен) подряд рождает стереотипы, снижает интерес к чтению.

Сезонный (календарный) принцип призывает соотносить изучаемый литературный материал с жизненными впечатлениями детей: осенью читать стихи об осени, зимой — о зиме. Этот принцип также небезупречен. С одной стороны, он актуализирует опыт ребенка, с другой — культивирует наивно-реалистическое «природоведческое» восприятие лирики, побуждая читателя искать в стихотворении приметы времени года, а не изображение чувств и переживаний человека.

Историко-хронологический принцип, предполагающий изучение литературного процесса, расположение произведений в хронологическом порядке, редко используется в начальной школе, поскольку у детей не сформированы представления о ходе исторического процесса, их читательским интересам и жизненному опыту ближе современная детская литература. Историю литературы, в соответствии со стандартом, начинают изучать только в старшей школе, однако ряд программ начального литературного образования опирается на данный принцип при построении хрестоматий для отдельных классов или всего комплекта учебных книг.

Принцип постепенного усложнения читательской деятельности является методической интерпретацией дидактического принципа «от простого — к сложному», он позволяет посмотреть на расположение литературного материала с позиции ученика. Последовательность изучения произведений должна определяться сложностью художественной идеи, средств ее выражения, объемом текста, сложностью восприятия произведения маленьким читателем. Задача литературного развития требует постепенного усложнения как самого художественного текста, так и деятельности ребенка-читателя.

Итак, «идеальных» принципов нет, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Авторы современных учебных хрестоматий, стремясь использовать достоинства и нивелировать недостатки, сочетают различные принципы и в отборе материала, и в его расположении.

М. Воюнова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Найти площадь трапеции Данный сервис поможет вычислить площадь трапеции онлайн. Трапеция – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны параллельны, а две другие непараллельны. Параллельные стороны называются основаниями трапеции, а непараллельные – боковыми сторонами.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005