Основные понятия методики обучения РКИ. Часть 1.
Методика обучения русскому языку как иностранному обладает своим понятийным аппаратом. Среди основных понятий, составляющих фундамент методики, наиболее важными являются: процесс, цели, содержание, принципы, методы, приемы, средства и организационные формы обучения. Все они в совокупности образуют систему методических категорий, позволяющую адекватно описывать варианты обучения русскому языку как иностранному в разных условиях.
Центральный компонент системы методических категорий — процесс обучения, структурно состоящий из двух взаимосвязанных процессов: преподавания и учения. Обучение направлено на достижение определенных целей, которые формируются под влиянием социально и личностно значимых мотивов, и состоит из системно связанных действий и операций.
Практическая (коммуникативная) цель обучения состоит в формировании у иностранных учащихся коммуникативной компетенции, способности общаться на русском языке. Информация в процессе общения может передаваться при помощи различных знаков и знаковых систем: языка, жестов, мимики, сигналов, указателей, рисунков и др. Основным (универсальным) средством общения является язык.
Фрагменты теоретического обучения включаются и в практические курсы русского языка для нефилологов. Так, в курсе русского языка на подготовительных факультетах и отделениях российских вузов периодически организуются уроки обобщения и систематизации изученного материала, цель которых — формирование метаязыковой компетенции учащихся.
Курс обучения языку как иностранному делится на этапы, характеризующиеся спецификой целей, содержания, методов, средств, условий обучения и определенными временными границами. Чаще всего выделяют начальный (подготовительные отделения и факультеты вуза) и продвинутый (основные факультеты вуза) этапы. Иногда выделяют еще средний этап — между начальным и продвинутым, а также завершающий, следующий за продвинутым. Цели каждого этапа соответствуют конечной цели обучения. Так, практическая цель курса русского языка на подготовительном факультете — овладение коммуникативными умениями в социально-бытовой, социально-культурной и учебно-профессиональной сферах общения на ограниченном языковом материале — соответствует конечной практической цели обучения иностранных студентов — овладение коммуникативными умениями, достаточными для получения специальности и для общения в русской языковой среде.
В рамках этапов обучения выделяются циклы занятий (концентры) и конкретные учебные занятия. В свою очередь каждое учебное занятие состоит из серии логически связанных между собой фрагментов. Все эти компоненты процесса обучения также направлены на достижения определенных целей, соответствующих конечным целям обучения. В методической литературе эти промежуточные цели получили название задач обучения.
Не менее важная категория методики, связанная с процессом и целями обучения, — содержание обучения, или содержание учебного предмета. Содержание обучения — этот тот учебный материал, которым нужно овладеть или который нужно усвоить для достижения целей обучения. В практических курсах русского языка как иностранного содержанием обучения является речевая деятельность: ее мотивы, речевые действия и операции, речевые произведения (высказывания и тексты). В теоретических курсах — система языка и тексты. В курсах, предусматривающих формирование и коммуникативной, и метаязыковой компетенции, это и речевая деятельность, и языковая система, и тексты.