Методические материалы, статьи

Основные понятия методики обучения РКИ. Часть 2.

Из-за ограниченности учебного времени, отводимого на изучения языка, и трудоемкости процесса формирования умений и навыков, во всех вариантах обучения русскому языку как иностранному выдвигается требование минимизации учебного материала. Обучение проводится на основе специально отобранных минимумов, которые содержат минимальный объем учебного материала, необходимый и достаточный для реализации целей обучения и доступный для учащихся. Учебные минимумы в курсах русского языка как иностранного отбираются на основе анализа сфер будущего реального общения студентов. Этот анализ позволяет определить ведущие виды речевой деятельности и коммуникативные потребности учащихся в каждой сфере, темы и ситуации устного общения, тематику текстов для чтения и творческих письменных работ, страноведческий и языковой материалы.

При составлении языковых минимумов иногда разграничивают лексико-грамматический материал для продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности. Продуктивные (активные) минимумы по объему меньше рецептивных (пассивных), так как говорящий или пишущий, имея возможность выбирать и комбинировать лексику и грамматику, может ограничиться меньшим объемом языковых средств, чем читающий или слушающий, который полностью зависит от языковых средств, встречающихся в тексте. Объемы языковых минимумов зависят от количества учебных часов, отводимых на курс, и от поурочного лексико-грамматического минимума. Эксперименты в области обучения русскому языку в национальной школе и иностранным языкам показали, что средний учащийся за один час занятий способен активно усвоить и использовать в продуктивной речи только 2-3 учебные (лексические или грамматические) единицы. Объем рецептивного минимума может в 2 раза превышать объем продуктивного.

При отборе лексики наряду с критерием коммуникативной тематической значимости слов учитывается критерий частотности (частоты употребления) и такие лингвистические критерии, как сочетаемость, словообразовательная ценность, стилистическая неограниченность, строевая способность. Отбор грамматического материала осуществляется на основе критериев частотности, образцовости (способности служить моделью для образования аналогичных форм), типичности, сочетаемости (употребительности грамматического элемента в разных моделях), репрезентативности (охвата грамматическим правилом большого количества примеров).

Обучение русскому языку как иностранному осуществляется на специально организованных учебных занятиях и во внеаудиторное время. И на занятиях, и вне их учащиеся могут работать индивидуально, в парах и в коллективе, при непосредственном или опосредованном участии преподавателя. Такое внешнее выражение деятельности преподавателя и учащихся, протекающее в установленном порядке и определенном режиме, носит название организационных форм обучения. В практических курсах русского языка основными организационными формами обучения являются: практическое занятие (доминирующая форма), лабораторное занятие, а также разные формы внеаудиторной работы — учебная экскурсия, самостоятельная подготовка к учебным занятиям, тематический вечер и др. Основные организационные формы теоретических курсов — лекция (доминирующая форма), семинар и практическое занятие.

Обучение представляет собой определенную последовательность действий. Эти действия, выполняемые преподавателем и учащимися, в методике обучения неродному языку называют приемами обучения.

Действия преподавателя, направленные на выполнение конкретной методической задачи, называют приемами преподавания. Например, преподаватель должен объяснить учащимся значение неизвестного им русского слова. Для решения этой задачи он может использовать различные приемы: перевести слово на родной язык, показать предмет, обозначаемый этим словом, использовать его синоним или антоним и др.

Л. Московкин

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Калькулятор стоимости пластиковых окон ПВХ Установка пластиковых окон в Зеленограде – с нами надежно!

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005