Основное содержание биологического образования.
Использование различных вариантов учебных планов в связи с модернизацией общего образования позволило дифференцировать подготовку учащихся. Этому способствовало открытие новых общеобразовательных учреждений — гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением одного или нескольких предметов. Такие события оказали положительное влияние на развитие и воспитание учащихся. Однако их обучение по различным планам и особенно авторским программам привело к тому, что содержание и структура школьных предметов стали видоизменяться. Возник ряд негативных явлений, среди которых включение материала второстепенного значения, исключение вопросов практического смысла, а также введение знаний, связанных с ранней профилизацией обучения учащихся. Названные явления характерны и для школьной биологии. Поэтому были разработаны документы государственного значения, регламентирующие деятельность образовательных учреждений, педагогов и специалистов в области научно-методических исследований. Такими документами стали базисный учебный план, обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, включая биологическую его составляющую, требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, выразившие смысл Государственного образовательного стандарта (ГОС).
Понятие «стандарт» (от англ. standard) означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества. Разработанный стандарт, включая содержание базовых (обязательных для всех учащихся) образовательных областей, призванных обеспечивать нормативы и их соблюдение, будет сохранять единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
На основе единых требований к биологическому образованию школьников появилась объективная возможность для создания программ, учебников и учебно-методических средств, хотя они отличаются структурой построения, последовательностью и формой подачи материала, но обязательно соответствуют требованиям обязательного минимума содержания биологического образования. Именно такой минимум выражает перечень основных содержательных линий, вокруг которых конкретизируется учебный материал, подлежащий обязательному усвоению в начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школе.
Содержательные линии и их основные блоки необходимо рассматривать как своеобразный каркас знаний, который обогащается с помощью деятельностных, ценностных и нормативных характеристик, обозначенных в требованиях к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы. Выделенные содержательные линии пронизывают все ступени обучения.
На ступени начального образования у учащихся необходимо сформировать общее представление о компонентах живой природы и основных способах ее существования. В рамках содержательной линии «Организм — биологическая система» важно обратить внимание на рассмотрение вопросов о цветковых растениях, млекопитающих животных, их органах и системах органов, о значении растений и животных в природе и жизни человека, мерах их охраны, о наблюдении как методе изучения растений и животных. Важно также, чтобы уже на уровне начального образования учащиеся имели представление об организме человека, его основных органах, системах органов и их функционировании, профилактике наиболее распространенных заболеваний и здоровом образе жизни. В рамках содержательной линии «Среда обитания организмов» следует познакомить учащихся с материалом о связях растений и животных со средой их обитания, человека и окружающей среды с сезонными изменениями в природе, а в рамках содержательной линии «Многообразие и эволюция органического мира» — с многообразием дикорастущих и культурных растений, а также диких и домашних животных.