Методические материалы, статьи

Особенности структуры географических знаний и умений и их формирования. Часть 1.

Теоретические и эмпирические географические знания формируются и усваиваются учащимися различно. Географические знания (факты, представления, понятия и закономерности) в процессе обучения постоянно обновляются и развиваются. В процессе мышления представления и понятия взаимосвязаны и находятся в единстве. На основе географических знаний у учащихся формируются умения и навыки. Одновременно, овладение умениями и навыками помогает учащимся усваивать новые знания.

Как происходит развитие представлений, понятий, умений и навыков в процессе обучения?

Географические представления — это образы непосредственно наблюдаемых географических объектов и территорий, например, рек, холмов и т.п., или географических объектов, которые учащиеся никогда не видели. Такие представления воссоздаются в сознании учащихся в различном виде, но, как правило, они объемны, красочны или иногда бесцветны и т.п.

Отличие географических представлений состоит в их пространственном характере. Представления об изучаемых географических объектах и территориях, как правило, связаны с картой, т.е. эти представления картографические. Если, например, мы зададимся целью воспроизвести у учащихся представление о Грузии, то сначала у учащихся возникают представления карты, потом территории Грузии и лишь за этим субъективные образы природы, людей и хозяйства этого края.

Географические представления могут быть единичные и общие.

Понятия — отражение в сознании учащихся общих и существенных свойств, взаимосвязей и отношений географических объектов и процессов. Если понятия являются словесно-логической категорией и их содержание раскрывается в одном или нескольких суждениях, то представления, будучи образом, словесную форму обретают только при воспроизведении, т.е. когда ученик рассказывает, описывает мысленную картину, образ, имеющийся в его сознании.

Ведущая роль между представлением и понятием принадлежит последнему: представление только определяет содержание образа. Например, общее понятие о пустыне в сознании ученика представлено в виде выжженной солнцем поверхности песков. В единичном представлении пустыня Каракумы видится как песчаные массивы и барханы.

Различаются общие и единичные понятия. Общие понятия в школьной географии разделяются на общенаучные и общегеографические. К общенаучным понятиям относятся те, которые применяются и в географии, и других науках, и народном хозяйстве. Например, понятие «город», «промышленность», «водохранилище». В курсе географии многие общенаучные понятия усложняются, развиваются и углубляются. Например, понятие «промышленность» в курсе географии рассматривается как система отраслей и предприятий, а в истории рассматривается в основном ее происхождение. Единичные географические понятия — относятся к какому-нибудь одному географическому объекту. Например, «Волга», «Поволжье», «город Баку», «город Санкт-Петербург».

Единичные понятия в школьном курсе географии можно разделить на 4 основные группы (А. В. Даринский, 1975):

  • о физико-географических объектах (о конкретных горах, равнинах, реках, озерах);
  • о конкретных экономико-географических объектах (городах, городских агломерациях, промышленных центрах);
  • о материках и частях света и природных областях;
  • о странах и районах.

Общие понятия также разделяются на 4 группы:

  • о физико-географических объектах и явлениях (о холме, реке, погоде);
  • об экономико-географических объектах (промышленности, о городе, о плотности населения);
  • о связях и взаимосвязях между элементами природы, между природой и хозяйством;
  • о географической карте и способах изображения объектов на карте.

    Д. Финаров



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Медовый массаж e-mail: putzdorovia@newmed.biz. Медовый массаж.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005