Особенности структуры географических знаний и умений и их формирования. Часть 1.
Теоретические и эмпирические географические знания формируются и усваиваются учащимися различно. Географические знания (факты, представления, понятия и закономерности) в процессе обучения постоянно обновляются и развиваются. В процессе мышления представления и понятия взаимосвязаны и находятся в единстве. На основе географических знаний у учащихся формируются умения и навыки. Одновременно, овладение умениями и навыками помогает учащимся усваивать новые знания.
Как происходит развитие представлений, понятий, умений и навыков в процессе обучения?
Географические представления — это образы непосредственно наблюдаемых географических объектов и территорий, например, рек, холмов и т.п., или географических объектов, которые учащиеся никогда не видели. Такие представления воссоздаются в сознании учащихся в различном виде, но, как правило, они объемны, красочны или иногда бесцветны и т.п.
Отличие географических представлений состоит в их пространственном характере. Представления об изучаемых географических объектах и территориях, как правило, связаны с картой, т.е. эти представления картографические. Если, например, мы зададимся целью воспроизвести у учащихся представление о Грузии, то сначала у учащихся возникают представления карты, потом территории Грузии и лишь за этим субъективные образы природы, людей и хозяйства этого края.
Географические представления могут быть единичные и общие.
Понятия — отражение в сознании учащихся общих и существенных свойств, взаимосвязей и отношений географических объектов и процессов. Если понятия являются словесно-логической категорией и их содержание раскрывается в одном или нескольких суждениях, то представления, будучи образом, словесную форму обретают только при воспроизведении, т.е. когда ученик рассказывает, описывает мысленную картину, образ, имеющийся в его сознании.
Ведущая роль между представлением и понятием принадлежит последнему: представление только определяет содержание образа. Например, общее понятие о пустыне в сознании ученика представлено в виде выжженной солнцем поверхности песков. В единичном представлении пустыня Каракумы видится как песчаные массивы и барханы.
Различаются общие и единичные понятия. Общие понятия в школьной географии разделяются на общенаучные и общегеографические. К общенаучным понятиям относятся те, которые применяются и в географии, и других науках, и народном хозяйстве. Например, понятие «город», «промышленность», «водохранилище». В курсе географии многие общенаучные понятия усложняются, развиваются и углубляются. Например, понятие «промышленность» в курсе географии рассматривается как система отраслей и предприятий, а в истории рассматривается в основном ее происхождение. Единичные географические понятия — относятся к какому-нибудь одному географическому объекту. Например, «Волга», «Поволжье», «город Баку», «город Санкт-Петербург».
Единичные понятия в школьном курсе географии можно разделить на 4 основные группы (А. В. Даринский, 1975):
- о физико-географических объектах (о конкретных горах, равнинах, реках, озерах);
- о конкретных экономико-географических объектах (городах, городских агломерациях, промышленных центрах);
- о материках и частях света и природных областях;
- о странах и районах.
Общие понятия также разделяются на 4 группы:
- о физико-географических объектах и явлениях (о холме, реке, погоде);
- об экономико-географических объектах (промышленности, о городе, о плотности населения);
- о связях и взаимосвязях между элементами природы, между природой и хозяйством;
- о географической карте и способах изображения объектов на карте.