Методические материалы, статьи

Особенности структуры географических знаний и умений и их формирования. Часть 2.

Отличие единичных географических понятий состоит в том, что они выражают характерные, существенные черты объектов и их географическое положение. Среди единичных географических понятий выделяются понятия о частях света, материках, странах и районах. Различают подчиненные понятия по отношению к другим. Например, «Закавказье» — понятие, подчиненное понятию «Кавказ». Географические понятия обычно привязаны к территории, пространству, поэтому они отражаются на картах.

Понятия разделяются на конкретные и абстрактные. Конкретные, например холм, река, долина, горная страна и т.п. Абстрактные понятия о признаках предметов и явлений, когда они являются самостоятельными объектами мысли. Например, «климат Арктики», «климат Европы», «расселение населения». Вместе с тем, многие методисты единичные понятия считают фактами.

Связи и взаимоотношения между географическими понятиями получают выражение в географических закономерностях, вытекающих из содержания наук, представленных в школьной географии.

В процессе обучения одновременно с представлениями развиваются и понятия. Например, понятия о реках, полученные в VI классе, углубляются в VII и особенно в VIII классе. Такую же аналогию имеет изучение климата. В процессе обучения учащиеся узнают все более сложные связи и отношения, что приводит к углублению понятий.

Усвоение системы научных понятий приводит к пониманию географических закономерностей. Например, закономерности формирования климата, в частности, влияние воздушных масс с Атлантики на климат Евразии, могут быть поняты после усвоения общей циркуляции атмосферы. Закон широтной зональности природы учащиеся понимают путем сравнения и сопоставления ранее усвоенных понятий о неравномерном распределении тепла и влаги на Земле.

Развитие знаний приводит к свободному применению их на практике, т.е. формированию умений. Умения — практические действия, сознательно выполняемые учащимися на основе имеющихся у них знаний. Умения в результате многократных повторений превращаются в навыки-действия, выполняемые автоматически. Умения выражаются в способности умственной деятельности — анализе и синтезе, абстрагировании, обобщении, сравнении и воображении.

В обучении географии формируются специфические для этой науки практические умения и навыки. Важнейшим из них является умение читать карту и работать с ней: определять по карте направления, расстояние, координаты, размеры и форму географических объектов, пользоваться условными знаками и составлять на основе этих данных на карте характеристику территории, составлять картосхемы и т.п.

Значительная часть умений относится к топографии: ориентирование на местности по компасу, проведение глазомерной съемки и т.п.; к метеорологии: наблюдение за погодой, умение пользоваться приборами; к геологии:' определение по образцам полезных ископаемых; к геоморфологии: определение по картам форм рельефа, их строения и происхождения. Умения элементарной полевой работы (делать схемы, зарисовки и т.п.).

Психологическое содержание умений и навыков выражается через приемы умственной деятельности. Например, умение читать карту предполагает использование приема умственной деятельности воображения (топографические знаки, шкала высот и глубин, характер склонов на геоморфологических картах предполагают воображение и сравнение с ранее наблюдаемыми в природе объектами).

Приемы умственной деятельности формируются на всем протяжении обучения географии с учетом их возрастных особенностей (анализ, синтез, обобщение, сравнение, установление причинных связей, воображение), которые представляют собой психологическую сущность знаний, умений и навыков.

Д. Финаров



См. также:
Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Гинекологические заболевания Инфекционные заболевания Иммунология, аллергология.. Киста правого яичника. Эрозия шейки матки. Спаечная болезнь.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005