Особенности методов обучения.
В системе географических знаний в начальном курсе физической географии ведущую роль играют общие понятия. Конкретные единичные понятия в этом курсе играют преимущественно роль опоры для формирования общих понятий. Как уже было отмечено, учащиеся VI класса обладают конкретным мышлением, т.е. органической слитностью понятия с соответствующим образным представлением. В связи с этим необходимо поддерживать, определенную преемственность, сохраняя конкретные образы и развивая конкретные понятия, усвоенные учащимися в IV и V классах.
Процесс формирования общих понятий в VI классе предполагает определенную последовательность:
1) выявление имеющихся у учащихся опорных понятий и представлений (повторение пройденного). Например, понятия о горизонте, о плане местности, масштабе (из учебных курсов III-IV классов);
2) практическое подтверждение усвоенных образов и явлений в окружающей природе (например, форм рельефа, явлений погоды, речных потоков и т.д.) с целью уточнения и приобретения новых представлений в процессе обучения (организация наблюдений в окружающей природе, приемы использования географических приборов и т.п.);
3) организация формирования представлений о тех объектах (вулканы, ледники, океан), которые не могут быть исследованы на натуре, а только на базе кино-, фотоизображений и рисунков;
4) применение наглядных пособий (карт, глобуса, картин и рисунков) для формирования более полного перечня существенных признаков объектов и явлений, как единичных, так и общих. Например, низменность — это равнина не выше 200 м над уровнем моря. При этом необходимо обращать внимание учащихся и на неизвестные ранее признаки;
5) постоянный контроль во избежание смешивания родственных, но разрозненных понятий. Например, горизонт и линия горизонта, речная система и бассейн реки;
6) упражнения под руководством учителя на составление элементарных описаний объектов по картам, рисункам и картинам и проведение их сравнений с применением усвоенных понятий, для выявления существенных признаков этих понятий (Ладожское озеро и озеро Байкал).
Такая последовательность в процессе формирования географических понятий обеспечивает кратчайший путь к получению и усвоению научных знаний.
Передовые педагоги успешно применяют в VI классе обучение приемам чтения карт уже при изучении первой темы «Изображение Земли на глобусе и карте», который постоянно используется впоследствии, учитель дает учащимся прием чтения условных знаков карты в виде правила: 1) прочитать название карты; 2) выяснить ее масштаб; 3) изучить легенду карты. Затем учитель знакомит учащихся с картами школьного атласа и предлагает ответить на такие вопросы: 1) Какие карты помещены в атласе? 2) Каков масштаб этих карт? 3) Как показаны на карте горы, равнины? 4) Как можно узнать высоту гор и глубину океанов? И т.д. Эти вопросы помогают закрепить приемы работы с картой.
Объяснение учителем способов выполнения заданий обеспечивает рост познавательной самостоятельности учащихся. Важнейшим условием успешного формирования общих понятий в VI классе является обоснованный отбор единичных понятий, на основе которых формируются общие понятия. Выбор единичных понятий должен быть таким, чтобы на их примере можно было показать существенные признаки общего понятия. Эти понятия, как правило, включены в программу.
Для правильного обобщения необходимо, чтобы учащиеся могли сравнить не менее 2-3 предметов, изображенных на карте или картине. Сравнение дает основу для установления общих признаков, а также выяснения варьирования явления. Следовательно, формирование географических понятий в VI классе характеризуется единством усвоения общих и единичных понятий.