Методические материалы, статьи

Особенности методики изучения географии в VI классе. Изучение тем «Географическая оболочка», «Природа и население вашей местности».

Стандартом основного общего образования по географии (2004 г.) предусматривается изучение географической оболочки Земли. В начальном курсе физической географии целесообразно формировать лишь элементарное понятие о географической оболочке и биосфере. В дальнейшем эти понятия углубляются при изучении курсов географии в VII и VIII классах. Необходимо сформировать у учащихся понятие о географической оболочке как целостной сфере взаимосвязи и взаимопроникновения литосферы, гидросферы, атмосферы и живых организмов биосферы. Все компоненты природы (горные породы, рельеф, воздух, воды, почвы, растительный и животный мир) тесно взаимосвязаны и образуют природные комплексы. Географическая оболочка представляет собой самый крупный природный комплекс Земли. При воздействии человека на природу образуются природно-хозяйственные или природно-антропогенные комплексы (например, водохранилища на реках). При изучении этой темы учащиеся должны понять основные взаимосвязи природного комплекса. Эти взаимосвязи наиболее доступно для понимания учащимися можно установить при изучении природного комплекса своей местности. Поэтому весенняя экскурсия в природу или практическая работа на местности в VI классе являются составной частью темы «Географическая оболочка». Основная цель весенней экскурсии — установить взаимосвязи между рельефом, горными породами, воздухом, степенью нагревания и увлажнения, почвами и растительностью. Этой цели экскурсии лучше всего соответствует территория, прилегающая к реке и включающая пойму, надпойменную террасу, коренной склон и водораздел. Для подготовки к экскурсии требуется специальный урок, на котором воспроизводятся знания, приобретенные не только в начальном курсе географии VI класса, но и в курсе природоведения о рельефе, горных породах, почвах, условиях нагревания и увлажнения, а также их взаимодействии. После этого учитель дает краткий анализ состояния природного комплекса на изучаемой территории и раскрывает содержание предстоящих работ, распределяет учащихся на группы и дает им задания. Каждая группа должна сделать описание компонентов природного комплекса и их взаимосвязей.

Подобная работа желательна на двух разных природных комплексах для установления отличий.

В заключение экскурсии (практической работы на местности) или после ее завершения проводится беседа о взаимосвязях в природном комплексе, сравниваются отдельные части комплекса по условиям нагревания и увлажнения и рельефа с почвами характером растительности. Перед учащимися ставятся такие вопросы: какие изменения произошли бы на пойме в характере растительности и почв, если бы уровень грунтовых вод повысился на 1,5 м (при высоте поймы 2-2,2 м); а если уровень грунтовых вод понизится на 1 м при углублении русла реки, то какие изменения произойдут на заболоченном участке поймы? Такие вопросы помогут понять, что природный комплекс представляет собой единое целое и изменение одного компонента приведет к изменению других и всей его природы. Очень важно определить воздействие человека на природу своей местности и составить прогноз дальнейших его изменений. Это целесообразно выполнить в форме практической работы.

На следующих уроках целесообразно устанавливать взаимосвязи компонентов природных комплексов природных зон на примерах экваториальных лесов, смешанных лесов умеренного пояса и других (при изучении этого материала следует использовать кинофильм «Природные зоны земного шара» или материалы электронного учебника для VI класса).

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Наша специализация: брокеры Шереметьево, оказание таможенных услуг, растаможка.. оказание содействия в получении необходимых разрешительных документов. Мы имеем многолетний опыт работы с широкой номенклатурой крупнейших западных производителей и заказчиков.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005