Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в школе. Часть 1.
Взгляд общества на учителя психологии как на учителя, несущего особые знания — психологические, т.е. знания о самом тонком, нежном и важном в человеке, соединяя доказательность научного знания с яркой гуманитарной направленностью, за многие десятилетия присутствия психологии в школе был точно таким же, как и на учителя любой другой дисциплины.
Хотя, например, в начале XIX в. о педагогах, их высокой общественной миссии говорили вообще мало.
В начале XX в. основным требованием к учителю психологии было прекрасное знание предмета, любовь к науке, и лишь немногие писали об особой роли учителя психологии.
Сочувственное отношение к учащимся со стороны учителя выразилось в желании педагога услышать «обратную связь» от семинаристов по поводу проведения своих уроков и использованных приемов: «голос воспитываемых может быть иногда весьма поучительным и стоящим, чтобы его выслушать».
Вопрос о кадрах, их подготовленности относился к традиционным для учебного предмета психологии, и так же традиционно решался. Итак, кто он — учитель психологии? Какой он? Где готовить учителей психологии? В 1940-1950-х годах ответы на эти вопросы звучали так:
«Учитель-психолог должен обладать достаточным психологическим образованием и быть в курсе новейших достижений советской психологической науки»;
«Для успешного преподавания психологии необходимо не только знание предмета и наличие общих методических навыков преподавания. Не менее важны любовь к этому предмету, живой интерес к нему и умение передать эти качества ученикам... Правильнее привлечь преподавателей гуманитарных дисциплин, которые проявляют интерес к этому предмету и охотно возьмутся за его преподавание в средней школе»;
«Учитель-психолог должен быть основательно сведущ в вопросах теории познания, физиологии, художественной литературы и так далее... Он должен уметь своевременно извлечь из запаса своих знаний актуальный и применимый к данному случаю пример, уметь разобраться в многочисленных примерах, приводимых самими учащимися»;
«Для преодоления упрощенчества при преподавании психологии учителю необходимо постоянно работать над повышением своей квалификации, расширением и углублением своих знаний и, в частности, хорошо знать публикуемые у нас работы по психологии» ;
«Учителя психологии должны неуклонно следовать большевистскому принципу партийности в науке, разоблачать всякие попытки протащить в советскую психологию порочные идейки зарубежной психологии, всякие попытки ревизовать марксистско-ленинское учение о психике и сознании».
Предлагалось привлекать к преподаванию психологии в школе, кроме учителей гуманитарного цикла в качестве совместителей, тех, у кого нет достаточной нагрузки, кадры квалифицированных психологов, работающих в научно-исследовательских институтах и вузах. Для учителей-непсихологов рекомендовали устраивать хотя бы краткосрочные курсы по психологии при пединститутах.
Проблема выбора возрастной параллели, где учащиеся были бы готовы к восприятию психологического содержания, была решена в пользу 9-го класса. Психология находится в разделе дисциплин, завершающих общеобразовательное обучение. Ученики уже подготовлены, в известной мере, к этому ранее усвоенными знаниями по некоторым дисциплинам, в первую очередь по анатомии и физиологии человека. «Физиология человека непосредственно примыкает к психологии и является одной из важнейших основ для материалистического понимания психических процессов». Во-вторых, уроки литературы способствуют развитию психологического анализа и некоторых знаний о характерах, типах, деятельности и сознании людей. Школьный курс истории также готовит старшеклассников к усвоению психологических знаний о личности в ее историческом развитии в единстве с развитием народных масс и т.п.