Методические материалы, статьи

Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в школе. Часть 3.

Рекомендовалось обратить особое внимание на педагогов-мужчин: они более уверены в себе, более осведомлены о законодательстве по семейным вопросам, на занятиях обращаются к конкретным житейским ситуациям. Они менее эмоциональны, и на их уроках меньше стихов, не звучит музыка, но это не отражается на интересе учащихся к обсуждаемым проблемам. Учителя-мужчины пользуются большим авторитетом как у школьников, так и у их родителей: «Успех в пропаганде культуры брачно-семейных отношений, влияние на сознание учеников зависят от идейно-политических, личностных установок учителя, т.е. от его ценностных ориентаций... Индивидуальные особенности учителя также оказывают влияние на результативность в освоении предмета: прическа, одежда, манера держаться и говорить, тембр голоса. Кроме того, учителю этики и психологии семейной жизни более, чем другому учителю, нужна уверенность в себе. Тогда убежденность учителя передается ученикам... Учитель этики и психологии семейной жизни должен исходить в первую очередь из того, что интересует учеников. В первую очередь это проблемы общения в юношеской среде, этические нормы знакомства, правила хорошего тона, ухаживание в добрачный период и культура чувств в целом. Вот круг вопросов, на которых сосредоточивают внимание старшие школьники, и именно их освещения они и ждут от учителя... Добиться откровенности и повлиять на установки учащегося — вот задача учителя».

Разработчики нового курса предостерегали учителя от ошибок в преподавании (а их могло быть много, так как характер проведения уроков «Этики и психологии семейной жизни» был тогда совершенно новаторским — в центре был диалог учителя и учеников): акцент на собственную личную жизнь; попытка навязать свою точку зрения; одобрение жестом, кивком головы, возгласом той или иной точки зрения; морализаторский тон или нравоучения.

Говорилось даже о модели поведения учителя этики и психологии семейной жизни в классе, основными чертами которой были: положительный настрой учителя; объединение сторон учителя и учеников, так как интенсивное сотрудничество на уроке обязательно; умение сохранять дистанцию; эмоциональная окраска урока, т.е. выражение симпатии к ученикам, улыбка, юмор.

Где же готовились такие учителя, если факультеты психологии были только в нескольких вузах, несмотря на то что психология как учебная дисциплина, конечно, читалась в педагогических вузах, но преподавание психологии совершенно не входило в учебный план будущих педагогов? В ответ на это следовал скромный ответ: «В идеальном варианте занятия должен вести профессиональный психолог, но в настоящее время школа не обеспечена такими кадрами... Лучше всего, если специальная подготовка получена в процессе профессионального обучения, но может быть достаточным и просто прослушанный курс по социальной психологии и использованию социально-психологических методов в практике преподавания».

О непростом совмещении педагогической и психологической деятельности активно заговорили вновь в 1990-х гг., когда психология буквально «хлынула» в школы в виде нового учебного предмета. «Особость» педагогического общения в курсе преподавания психологии стала определяться прежде всего основными тенденциями гуманизации образования в целом, что предполагало формирование у преподавателя установки на уникальность человека; ориентацию на реальные потребности учащихся, отражение более глубоких связей между наукой, культурой, обществом и человеком; интеграцию воспитательных и образовательных задач, позволяющую сблизить мир объективных знаний с миром человека.

Некоторые авторы учебников и пособий стали отдельно говорить о личности педагога, ведущего курс психологии, его функциях и требованиях, предъявляемых со стороны составителя конкретного учебного курса.

Н. Стоюхина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Создатель гвинта работает над 3D-платформером про шары из мема «Польша стронг» Помните старый мем Polandball? В конце 2000-х остряки начали рисовать смешные комиксы, героями которых становились шары, раскрашенные в цвета флагов Польши, России, Британии и других стран https://beauxchalets.com/seks-s-devstvennicej-na-russkom-jazyke/ Сотрудники студии Exit Plan Games оказались ценителями антикварного интернет-юмора — они представили Bang-On Balls: Chronicles, 3D-платформер про те самые шары.Геймплей намечается традиционный — авторы пишут,

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005