Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в школе. Часть 3.
Рекомендовалось обратить особое внимание на педагогов-мужчин: они более уверены в себе, более осведомлены о законодательстве по семейным вопросам, на занятиях обращаются к конкретным житейским ситуациям. Они менее эмоциональны, и на их уроках меньше стихов, не звучит музыка, но это не отражается на интересе учащихся к обсуждаемым проблемам. Учителя-мужчины пользуются большим авторитетом как у школьников, так и у их родителей: «Успех в пропаганде культуры брачно-семейных отношений, влияние на сознание учеников зависят от идейно-политических, личностных установок учителя, т.е. от его ценностных ориентаций... Индивидуальные особенности учителя также оказывают влияние на результативность в освоении предмета: прическа, одежда, манера держаться и говорить, тембр голоса. Кроме того, учителю этики и психологии семейной жизни более, чем другому учителю, нужна уверенность в себе. Тогда убежденность учителя передается ученикам... Учитель этики и психологии семейной жизни должен исходить в первую очередь из того, что интересует учеников. В первую очередь это проблемы общения в юношеской среде, этические нормы знакомства, правила хорошего тона, ухаживание в добрачный период и культура чувств в целом. Вот круг вопросов, на которых сосредоточивают внимание старшие школьники, и именно их освещения они и ждут от учителя... Добиться откровенности и повлиять на установки учащегося — вот задача учителя».
Разработчики нового курса предостерегали учителя от ошибок в преподавании (а их могло быть много, так как характер проведения уроков «Этики и психологии семейной жизни» был тогда совершенно новаторским — в центре был диалог учителя и учеников): акцент на собственную личную жизнь; попытка навязать свою точку зрения; одобрение жестом, кивком головы, возгласом той или иной точки зрения; морализаторский тон или нравоучения.
Говорилось даже о модели поведения учителя этики и психологии семейной жизни в классе, основными чертами которой были: положительный настрой учителя; объединение сторон учителя и учеников, так как интенсивное сотрудничество на уроке обязательно; умение сохранять дистанцию; эмоциональная окраска урока, т.е. выражение симпатии к ученикам, улыбка, юмор.
Где же готовились такие учителя, если факультеты психологии были только в нескольких вузах, несмотря на то что психология как учебная дисциплина, конечно, читалась в педагогических вузах, но преподавание психологии совершенно не входило в учебный план будущих педагогов? В ответ на это следовал скромный ответ: «В идеальном варианте занятия должен вести профессиональный психолог, но в настоящее время школа не обеспечена такими кадрами... Лучше всего, если специальная подготовка получена в процессе профессионального обучения, но может быть достаточным и просто прослушанный курс по социальной психологии и использованию социально-психологических методов в практике преподавания».
О непростом совмещении педагогической и психологической деятельности активно заговорили вновь в 1990-х гг., когда психология буквально «хлынула» в школы в виде нового учебного предмета. «Особость» педагогического общения в курсе преподавания психологии стала определяться прежде всего основными тенденциями гуманизации образования в целом, что предполагало формирование у преподавателя установки на уникальность человека; ориентацию на реальные потребности учащихся, отражение более глубоких связей между наукой, культурой, обществом и человеком; интеграцию воспитательных и образовательных задач, позволяющую сблизить мир объективных знаний с миром человека.
Некоторые авторы учебников и пособий стали отдельно говорить о личности педагога, ведущего курс психологии, его функциях и требованиях, предъявляемых со стороны составителя конкретного учебного курса.