Методические материалы, статьи

Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в школе. Часть 4.

С. В. Кривцова предъявляет квалификационные требования к ведущему занятия по программе «Жизненные навыки»: психологическое образование, сертификат о квалификации для проведения тренинга, практический опыт групповой работы с детьми или хотя бы с подростками, опыт участия в психотерапевтической группе хотя бы в качестве участника. От ведущего требуется личностная зрелость и готовность быть искренним и поддерживающим. Кроме требований автор пособия дает ценные психотерапевтические рекомендации самому педагогу-психологу на тот случай, если возникнут затруднения с поведением детей или собственными эмоциями в течение занятия.

Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова рекомендуют вести психологию для старшеклассников профессиональному психологу (педагогу-психологу), который должен владеть активными формами работы, уметь организовывать дискуссии, обсуждения, работу в малых группах, применять элементы психологического тренинга. Он должен создать атмосферу доверия и раскрепощенности, когда ученики смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения. Важное условие — диалогичность обучения, что исключает критические оценки, морализаторство, требует от преподавателя активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными мнениями. Педагогу-психологу необходимо владеть методами налаживания дисциплины без подавления личности и инициативы учащихся.

Обосновывая сущность «Вектор-программы» Л. Г. Федоренко обращает внимание на то, чтобы педагог или психолог мог установить эмоциональный, обязательно положительный контакт, дать необходимую поддержку, создать ситуацию успеха, «искренне восхититься каждым, найти отличительную черточку, подчеркнуть незамеченную особенность в выполнении задания или поведении, увидеть и отметить ее. Это обращение через Личность учителя к Личности ребенка, к увлеченной его стороне».

О желательности ведения уроков психологом пишет также и Е. И. Николаева, подчеркивая, что это может быть психолог, «не имеющий педагогической практики, но владеющий методами проведения психологических тренингов. В то же время психологу на этих уроках не следует вводить психотерапевтические воздействия, требующие чрезмерного раскрытия внутреннего мира ребенка. Это связано с тем, что он не сможет проконтролировать поведение детей вне уроков, а слишком откровенные высказывания могут быть использованы другими детьми для неправомерного воздействия на личность».

Автор множества оригинальных пособий по преподаванию психологии в школе И. В. Вачков пишет о ценностном подходе к личности учителя психологии: «Учитель (психолог) должен выполнять не функции лидера и вожака, точно знающего, куда идти, и уж, конечно, не конвоира, подгоняющего понурых арестантов, а функции проводника, предоставляющего, когда нужно, необходимую информацию о возможных направлениях движения и ожидаемых трудностях».

Роль учителя психологии необыкновенно трудна, так как он педагог в традиционном понимании, с одной стороны, и практический психолог, помогающий детям встать на путь саморазвития через рост самосознания, — с другой. «Фундаментальным психологическим условием, позволяющим профессионалу преодолеть эту трудность и осознанно действовать в такой ситуации, является наличие у него самого высокого уровня самосознания, который порожден свободой от эгоцентризма и групповых корпоративных интересов, а вследствие этого — стремлением к творчеству, самовыражению и самоактуализации... Благодаря глубокому осознанию общечеловеческих смыслов своей деятельности педагог строит систему отношений с детьми, основанную на принятии их как самоценностей, проявляет себя как творческая личность, организует систему педагогической деятельности, направленную на развитие уникальной сущности каждого ребенка».

Н. Стоюхина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Ремонт квартир, офисов и магазинов Что такое отделка помещений? Отделочные работы, выполняемые в помещениях, представляют собой комплексный ремонт офиса, квартиры или коттеджа, который состоит из нескольких этапов. Первый этап отделки помещений включает в себя очистку потолка, демонтаж пола и стен, стяжка пола, выравнивание стен штукатуркой.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005