Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в вузе. Часть 1.
Преподавание психологии — творческий труд, причем педагогическое творчество реализуется за счет взаимодействия двух подсистем: «логико-педагогической» и «эмоционально-творческой» (В. А. Кан-Калик). Первая включает в себя: специальные и психолого-педагогические знания, педагогические умения, навыки в решении педагогических задач, педагогическое мышление. Вторая — самочувствие, умение управлять психическими состояниями, интуицию, способность к импровизации.
Если следовать М. Фуко, то можно заключить, что преподавателю психологии необходимы три типа умения, три типа отношения к другому: «Наставление примером: пример великих людей и сила традиции формируют модель поведения; наставление знаниями: передача знаний, манеры поведения и принципов; наставление в трудности: мастерство выхода из трудной ситуации, сократовское технэ».
Мы подошли к самому трудному и непроясненному вопросу в курсе методики преподавания психологии: кто такой преподаватель психологии в вузе, тот, кто учит тех, кто будет учить завтра сам? какой он? Рефлексия подобных вопросов и составляет профессиональную позицию каждого психолога, работающего в психологическом вузе.
В современной литературе практически нет работ уважаемых коллег-психологов, где бы они делались критически осмысленным и глубоко продуманным опытом учительства. Однако это необходимо потому, что растет количество студентов и соответственно количество обучающих их педагогов, но ни государство, ни профессиональное сообщество, к сожалению, никак не влияют на качество последних. Происходит то, о чем писал В. П. Зинченко: «Возрождаются самозванцы мысли, люди с обнаглевшим самосознанием... Складывается парадоксальная ситуация: либо "без царя в голове", т.е. без Логоса и Смысла, либо "сам себе Выготский"».
Тем не менее осмысление учеными своего преподавательского и научного опыта в России имеет традицию.
В конце XIX в., когда психология заявила о собственной самостоятельности как наука, она, как известно, находилась под большим влиянием философии, особенно в России. Тогда отечественная психология развивалась по трем направлениям: экспериментальная психология, эмпирическая психология и религиозно-философская психология. И в преподавании психологии как вузовской учебной дисциплины были представлены все эти направления, дополняя друг друга и являясь составной частью русской философско-общественной мысли.
Крупнейшие представители философской мысли думали и писали о судьбе ученого и педагога в России. В их размышлениях отчетливо видна национальная специфика русской философско-общественной мысли, которая всегда была больше всего занята темой человека — его судьбы (предназначения), смысла и целей человеческого существования, нравственно-духовных оснований его бытия. Можно сказать, что антропоцентризм выдвигается на первый план во всех философских сочинениях, и потому всюду, даже в отвлеченных проблемах, доминирует моральная установка. Эта черта побудила Н. А. Бердяева признать, что «в России нравственный элемент всегда преобладал над интеллектуальным». В известном смысле вся русская философия — это борьба за личность. Поэтому речь всегда шла не столько о ценностях, которые «исцеляют» (делают добрее, духовно чище) отдельного человека, сколько о ценностях, на которые опирается жизнь всего человечества.