Методические материалы, статьи

Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в вузе. Часть 1.

Преподавание психологии — творческий труд, причем педагогическое творчество реализуется за счет взаимодействия двух подсистем: «логико-педагогической» и «эмоционально-творческой» (В. А. Кан-Калик). Первая включает в себя: специальные и психолого-педагогические знания, педагогические умения, навыки в решении педагогических задач, педагогическое мышление. Вторая — самочувствие, умение управлять психическими состояниями, интуицию, способность к импровизации.

Если следовать М. Фуко, то можно заключить, что преподавателю психологии необходимы три типа умения, три типа отношения к другому: «Наставление примером: пример великих людей и сила традиции формируют модель поведения; наставление знаниями: передача знаний, манеры поведения и принципов; наставление в трудности: мастерство выхода из трудной ситуации, сократовское технэ».

Мы подошли к самому трудному и непроясненному вопросу в курсе методики преподавания психологии: кто такой преподаватель психологии в вузе, тот, кто учит тех, кто будет учить завтра сам? какой он? Рефлексия подобных вопросов и составляет профессиональную позицию каждого психолога, работающего в психологическом вузе.

В современной литературе практически нет работ уважаемых коллег-психологов, где бы они делались критически осмысленным и глубоко продуманным опытом учительства. Однако это необходимо потому, что растет количество студентов и соответственно количество обучающих их педагогов, но ни государство, ни профессиональное сообщество, к сожалению, никак не влияют на качество последних. Происходит то, о чем писал В. П. Зинченко: «Возрождаются самозванцы мысли, люди с обнаглевшим самосознанием... Складывается парадоксальная ситуация: либо "без царя в голове", т.е. без Логоса и Смысла, либо "сам себе Выготский"».

Тем не менее осмысление учеными своего преподавательского и научного опыта в России имеет традицию.

В конце XIX в., когда психология заявила о собственной самостоятельности как наука, она, как известно, находилась под большим влиянием философии, особенно в России. Тогда отечественная психология развивалась по трем направлениям: экспериментальная психология, эмпирическая психология и религиозно-философская психология. И в преподавании психологии как вузовской учебной дисциплины были представлены все эти направления, дополняя друг друга и являясь составной частью русской философско-общественной мысли.

Крупнейшие представители философской мысли думали и писали о судьбе ученого и педагога в России. В их размышлениях отчетливо видна национальная специфика русской философско-общественной мысли, которая всегда была больше всего занята темой человека — его судьбы (предназначения), смысла и целей человеческого существования, нравственно-духовных оснований его бытия. Можно сказать, что антропоцентризм выдвигается на первый план во всех философских сочинениях, и потому всюду, даже в отвлеченных проблемах, доминирует моральная установка. Эта черта побудила Н. А. Бердяева признать, что «в России нравственный элемент всегда преобладал над интеллектуальным». В известном смысле вся русская философия — это борьба за личность. Поэтому речь всегда шла не столько о ценностях, которые «исцеляют» (делают добрее, духовно чище) отдельного человека, сколько о ценностях, на которые опирается жизнь всего человечества.

Н. Стоюнова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Пластика уздечки языка и губ у ребёнка — операция, которая исправляет косметический.. А это приводит не только к нарушениям дикции, но и формированию неправильного прикуса. Короткая уздечка языка у взрослых затрудняет, помимо всего пользование съемным зубным протезом нижней челюсти: нарушение фиксации, дикции, пережевывание пищи. Если уздечка верхней губы остается толстой и короткой у ребенка дошкольного возраста, она может стать причиной формирования диастемы (промежутка), между передними резцами, и вызывает косметический дефект.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005