Методические материалы, статьи

Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в вузе. Часть 2.

Об огромной роли ученого в науке писал великий русский философ И. А. Ильин, подчеркивавший отличие русской науки от западной в области исследования и в области мировосприятия. Ее задача, по мнению ученого, — вырабатывать свое мировосприятие, свое «исследовательство». Соответственно, и «русский ученый призван вносить в свое исследовательство начала сердца, созерцательности, творческой свободы и живой ответственной совести... Русская наука не может и не должна быть мертвым ремеслом, грузом сведений, безразличным материалом для произвольных комбинаций, технической мастерской, школой бессовестного умения... Рассудочная наука, не ведающая ничего, кроме чувственного наблюдения, эксперимента и анализа, есть наука духовно слепая: она не видит предмета, а наблюдает одни оболочки его; прикосновение ее убивает живое содержание предмета; она застревает в частях и кусочках и бессильна подняться к созерцанию целого. Русский же ученый призван созерцать жизнь природного организма: видеть математический предмет; зреть в каждой детали русской истории дух и судьбу своего народа; растить и укреплять свою правовую интуицию; видеть целостный экономический организм своей страны; созерцать целостную жизнь изучаемого им языка; врачебным зрением постигать страдания своего пациента.

Русский ученый по всему складу своему призван быть не ремесленником и не бухгалтером явлений, а художником в исследовании; ответственным импровизатором, свободным пионером познания... Его наука должна стать наукой творческого созерцания — не в отмену логики, а в наполнении ее живой предметностью; не в попрание факта и закона, а в узрение целостного предмета, скрытого за ними».

К. П. Победоносцев, пробывший двадцать пять лет на посту обер-прокурора Священного синода, имевший неоднозначную репутацию, пристально приглядывался к существовавшей тогда системе образования. В основном его внимание сосредоточивалось на школах и гимназиях — там видел он множество проблем, но и высшее образование, по его мнению, было далеко от идеалов. Вчерашний гимназист, ставший студентом, понимает полученную свободу как право на неорганизованность личной жизни, что порой оборачивается буйством и нигилизмом. Будучи «дрессирован страдательно», воспитанный в равнодушии и без живой любознательности, он и в работе просто «исполняет уроки». К. П. Победоносцев рассуждает, что если университет только готовит людей к общественной деятельности, то он лишен существенного значения — быть домом чистой науки, лабораторией научного исследования. По его мнению, успех университета и его правильное функционирование зависит от нескольких факторов. И хотя элементы учения берутся из жизни и цель учения (в том числе и в университете) состоит в том, чтобы, дав образование человеку, приготовить его для дальнейшей жизни и деятельности, нередко на деле выходит, что именно учение отвлекает его от жизни, подменяя знания о жизни ложными представлениями о жизни.

Конечно, время меняет многое. В начале своего развития психология преподавалась не как множество учебных дисциплин, отражающих основные положения науки, а как собственно наука. Сегодня сократились бюджетные средства на приобретение вузами экспериментальной техники, научной литературы, нет запроса от государства, поэтому научная работа преподавателей свелась к написанию статей. Да что преподаватели! Более чем в 90% факультетов и отделений психологии отсутствует экспериментальный практикум. «Студенты не могут на себе испытать сопротивление человеческого материала. Это трудно компенсировать даже хорошим преподавателем в их лекционной работе».

Н. Стоюнова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
меченосцы рыбки Пираньи – семейство рыб отряда Карпообразных. Пираньи являются хищными пресноводными рыбами, которые обитают в реке Амазонка. Название этих рыб означает «зуб-рыба», благодаря их острым зубам.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005