Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в вузе. Часть 2.
Об огромной роли ученого в науке писал великий русский философ И. А. Ильин, подчеркивавший отличие русской науки от западной в области исследования и в области мировосприятия. Ее задача, по мнению ученого, — вырабатывать свое мировосприятие, свое «исследовательство». Соответственно, и «русский ученый призван вносить в свое исследовательство начала сердца, созерцательности, творческой свободы и живой ответственной совести... Русская наука не может и не должна быть мертвым ремеслом, грузом сведений, безразличным материалом для произвольных комбинаций, технической мастерской, школой бессовестного умения... Рассудочная наука, не ведающая ничего, кроме чувственного наблюдения, эксперимента и анализа, есть наука духовно слепая: она не видит предмета, а наблюдает одни оболочки его; прикосновение ее убивает живое содержание предмета; она застревает в частях и кусочках и бессильна подняться к созерцанию целого. Русский же ученый призван созерцать жизнь природного организма: видеть математический предмет; зреть в каждой детали русской истории дух и судьбу своего народа; растить и укреплять свою правовую интуицию; видеть целостный экономический организм своей страны; созерцать целостную жизнь изучаемого им языка; врачебным зрением постигать страдания своего пациента.
Русский ученый по всему складу своему призван быть не ремесленником и не бухгалтером явлений, а художником в исследовании; ответственным импровизатором, свободным пионером познания... Его наука должна стать наукой творческого созерцания — не в отмену логики, а в наполнении ее живой предметностью; не в попрание факта и закона, а в узрение целостного предмета, скрытого за ними».
К. П. Победоносцев, пробывший двадцать пять лет на посту обер-прокурора Священного синода, имевший неоднозначную репутацию, пристально приглядывался к существовавшей тогда системе образования. В основном его внимание сосредоточивалось на школах и гимназиях — там видел он множество проблем, но и высшее образование, по его мнению, было далеко от идеалов. Вчерашний гимназист, ставший студентом, понимает полученную свободу как право на неорганизованность личной жизни, что порой оборачивается буйством и нигилизмом. Будучи «дрессирован страдательно», воспитанный в равнодушии и без живой любознательности, он и в работе просто «исполняет уроки». К. П. Победоносцев рассуждает, что если университет только готовит людей к общественной деятельности, то он лишен существенного значения — быть домом чистой науки, лабораторией научного исследования. По его мнению, успех университета и его правильное функционирование зависит от нескольких факторов. И хотя элементы учения берутся из жизни и цель учения (в том числе и в университете) состоит в том, чтобы, дав образование человеку, приготовить его для дальнейшей жизни и деятельности, нередко на деле выходит, что именно учение отвлекает его от жизни, подменяя знания о жизни ложными представлениями о жизни.
Конечно, время меняет многое. В начале своего развития психология преподавалась не как множество учебных дисциплин, отражающих основные положения науки, а как собственно наука. Сегодня сократились бюджетные средства на приобретение вузами экспериментальной техники, научной литературы, нет запроса от государства, поэтому научная работа преподавателей свелась к написанию статей. Да что преподаватели! Более чем в 90% факультетов и отделений психологии отсутствует экспериментальный практикум. «Студенты не могут на себе испытать сопротивление человеческого материала. Это трудно компенсировать даже хорошим преподавателем в их лекционной работе».