Методические материалы, статьи

Педагогические аспекты методики русского языка. Часть 3.

Конкретизируя основы нравственного воспитания, современные ученые-педагоги делают акцент на общечеловеческих ценностях.

Для учебных предметов лингвистического профиля есть возможность содействовать своими средствами любому воспитательному процессу. Но в наибольшей мере с этими дисциплинами связаны стимулятивно-мотивационное, а также культурологическое и эстетическое воспитание. Они требуют специфических средств воздействия на студентов в самом учебном процессе.

В связи с этим возникает вопрос о выборе средств (прежде всего методов и приемов) воспитания.

В фундаментальных пособиях по педагогике рекомендуется большое количество таких методов и приемов, которые в ряде случаев систематизируются. Здесь указываются объяснение, беседа, увещевание, упражнения, педагогические требования, собственный пример, доклад, диспут и многие другие. При этом обращает на себя внимание пестрота рекомендуемых средств и частое отсутствие единого основания для классификации.

Конечно, эти рекомендации ученых-педагогов преподавателю-русисту нужно учитывать. Но гораздо важнее для него выбор средств воздействия на студентов в зависимости от лимита учебного времени, от возможностей и специфики своего учебного предмета.

Особенно большое значение имеет главное условие эффективности воспитательного воздействия на школьников и в еще большей мере на студентов. Всякое такое воздействие должно быть незаметным для школьника и в особенности для студента. Если юноша или девушка заметят, что их воспитывают, заранее можно сказать, что воспитательный эффект будет равен нулю.

Среди средств воспитательного воздействия на студентов можно выделить связанные и не связанные непосредственно с содержанием учебного предмета.

В первом случае речь идет о воспитательном воздействии на студенческую аудиторию одновременно с сообщением знаний и формированием умений по программному материалу курса.

Например, для приобщения к русской духовной культуре, понимания своей сопричастности ей в связи с изучением антропонимов, топонимов и других собственных имен, их семантики, грамматических признаков, речевых функций акцентируется наличие у них культурного (или национально-культурного) компонента.

А при усвоении студентами выразительных средств русского языка подчеркивается эстетическое воздействие слова читателей или слушателей.

Специфичны в определенной мере средства стимулятивно-мотивационного воспитания или, иначе говоря, создание положительной мотивации познавательного интереса к данному лингвистическому предмету. К ним относятся:

  • высокая информативность сведений о языке;
  • логичность изложения материала;
  • создание альтернативных и проблемных ситуаций;
  • обоснованность, доказательность тех или иных выводов или заключений (особенно это важно при выборе предпочтительной из позиций лингвистов);
  • отсутствие искусственного наукообразия на лекциях и практических занятиях;
  • использование приемов выразительной речи, которые особенно характерны для научно-популярной литературы по языку и лингвистике.

Для воспитательной тематики, непосредственно не связанной с программным материалом, используются несколько иные средства.

Это прежде всего отступления от темы занятий «по поводу». Когда преподаватель лингвистической дисциплины прочитал что-то или узнал что-либо общеинтересное из средств массовой информации, он вполне мог бы сообщить об этом студентам и даже предложить им высказать свое отношение к этой политической, этической, экологической, языковой (например, о статусе русского языка в той или иной стране) либо какой-нибудь иной проблеме.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Это — 2-Ая часть комплекта для изучения алгебры-7 для классов с увеличенным уровнем.. Состоит книга из 2 частей. В первой части представлены 16 наиболее простых задания, контролирующие навыки решения стандартных задач. Часть 2 состоит из 5 заданий повышенного уровня сложности.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005