Педагогические аспекты методики русского языка. Часть 3.
Конкретизируя основы нравственного воспитания, современные ученые-педагоги делают акцент на общечеловеческих ценностях.
Для учебных предметов лингвистического профиля есть возможность содействовать своими средствами любому воспитательному процессу. Но в наибольшей мере с этими дисциплинами связаны стимулятивно-мотивационное, а также культурологическое и эстетическое воспитание. Они требуют специфических средств воздействия на студентов в самом учебном процессе.
В связи с этим возникает вопрос о выборе средств (прежде всего методов и приемов) воспитания.
В фундаментальных пособиях по педагогике рекомендуется большое количество таких методов и приемов, которые в ряде случаев систематизируются. Здесь указываются объяснение, беседа, увещевание, упражнения, педагогические требования, собственный пример, доклад, диспут и многие другие. При этом обращает на себя внимание пестрота рекомендуемых средств и частое отсутствие единого основания для классификации.
Конечно, эти рекомендации ученых-педагогов преподавателю-русисту нужно учитывать. Но гораздо важнее для него выбор средств воздействия на студентов в зависимости от лимита учебного времени, от возможностей и специфики своего учебного предмета.
Особенно большое значение имеет главное условие эффективности воспитательного воздействия на школьников и в еще большей мере на студентов. Всякое такое воздействие должно быть незаметным для школьника и в особенности для студента. Если юноша или девушка заметят, что их воспитывают, заранее можно сказать, что воспитательный эффект будет равен нулю.
Среди средств воспитательного воздействия на студентов можно выделить связанные и не связанные непосредственно с содержанием учебного предмета.
В первом случае речь идет о воспитательном воздействии на студенческую аудиторию одновременно с сообщением знаний и формированием умений по программному материалу курса.
Например, для приобщения к русской духовной культуре, понимания своей сопричастности ей в связи с изучением антропонимов, топонимов и других собственных имен, их семантики, грамматических признаков, речевых функций акцентируется наличие у них культурного (или национально-культурного) компонента.
А при усвоении студентами выразительных средств русского языка подчеркивается эстетическое воздействие слова читателей или слушателей.
Специфичны в определенной мере средства стимулятивно-мотивационного воспитания или, иначе говоря, создание положительной мотивации познавательного интереса к данному лингвистическому предмету. К ним относятся:
- высокая информативность сведений о языке;
- логичность изложения материала;
- создание альтернативных и проблемных ситуаций;
- обоснованность, доказательность тех или иных выводов или заключений (особенно это важно при выборе предпочтительной из позиций лингвистов);
- отсутствие искусственного наукообразия на лекциях и практических занятиях;
- использование приемов выразительной речи, которые особенно характерны для научно-популярной литературы по языку и лингвистике.
Для воспитательной тематики, непосредственно не связанной с программным материалом, используются несколько иные средства.
Это прежде всего отступления от темы занятий «по поводу». Когда преподаватель лингвистической дисциплины прочитал что-то или узнал что-либо общеинтересное из средств массовой информации, он вполне мог бы сообщить об этом студентам и даже предложить им высказать свое отношение к этой политической, этической, экологической, языковой (например, о статусе русского языка в той или иной стране) либо какой-нибудь иной проблеме.