Планирование учебной работы и подготовка учителя к уроку. Часть 1.
Поурочное тематическое планирование используется учителем при составлении плана проведения, как серии, так и отдельных уроков. В плане указываются темы курса, учебные экскурсии, уроки обобщающего повторения и проверочные письменные работы, количество отводимых часов. Тематический поурочный план может быть календарным и составляется на весь год, чтобы было видно, как планировать работу по каждой теме и уроку. Планирование облегчается тем, что в программе указано количество часов на тему, а в учебнике материал расчленен на разделы (параграфы), примерно соответствующие количеству часов. Например, в курсе VI класса на тему «Гидросфера» может быть отведено 11 уроков. Как спланировать уроки и их количество? Смотрим в учебник. В этой теме имеется 11 параграфов. Это дает основание на каждый параграф отвести 1 урок. Однако это совсем не значит, что нельзя сделать перераспределения времени между параграфами. Возможно в школе имеются условия показать хороший фильм, что потребует заимствования времени у других тем. Во всяком случае такое соотношение программы и учебника определяет канву работы по теме и поурочного календарного плана.
Подготовка отдельного урока начинается с определения его цели и мотивации. Определить цель урока, установить:
1. Образовательную цель: какие закономерности и понятия должны быть усвоены на уроке.
2. Развивающую цель: какие умения и навыки, ранее приобретенные учащимися, должны совершенствоваться и какие даются впервые; необходимо определить, какие умения в наибольшей мере будут формировать опыт творческой деятельности учащихся.
3. Воспитывающую цель: какие воспитательные задачи должны быть реализованы в процессе обучения. Здесь определяются знания и умения, которыми формируются опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру.
4. Определение этой триединой цели урока целесообразно показать на примере отдельного урока.
В качестве примера возьмем небольшую, но важную тему из курса VI класса — «Озера». Исходя из анализа программы учебника, стало ясно, что на эту тему можно выделить 1 урок. Прежде всего учитель должен хорошо изучить содержание темы по учебнику, но не только школьному, но и вузовскому, познакомиться с дополнительной литературой. Допустим, что учитель хорошо представляет себе содержание темы. Теперь возникает вопрос: как распределить материал по времени; чтобы показать главное, создать правильные представления об изучаемой теме? Если взять только перечисление главных озер и размещение их на Земле, то и это займет много времени, правда, многие крупные озера уже известны из курса природоведения. Учитывая, что на изучение нового материала остается около 35 минут и не более, становится ясно, что надо поставить и осветить главный вопрос, а остальные рассмотреть попутно. Например, озера можно рассматривать с различных позиций: сделать упор на размещение на Земле, на их происхождение и изменение, но охрана вод — главный вопрос, который и определяет цель урока. Следовательно, цель урока можно сформулировать так: сформировать понятия о происхождении котловин озер и их эволюции, о питании сточных и бессточных озер, об охране качества воды. Выделение в цели основных вопросов совсем не отрицает объяснения или освещения других вопросов, таких как размещение, но в центре внимания должны быть физико-географические особенности озер, а также охрана вод.