Планирование учебной работы и подготовка учителя к уроку. Часть 2.
На материале об озерах можно успешно показать антропогенные изменения природы. И наконец, вопросы охраны природы являются первостепенными для воспитания у детей бережного отношения к природе и необходимости ее воспроизводства как ресурса для будущих поколений. В развивающей цели умений необходимо определить те, которые могут в оптимальной мере формировать опыт творческой деятельности. Для этого необходимо увеличение самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Поэтому рекомендуется после постановки цели урока провести инструктаж о самостоятельной работе по характеристике типов озерных котловин путем составления смыслового плана этой части текста учебника, например с зарисовками контуров наиболее характерных озер и схемой их образования. Если ученики не подготовлены к такой работе, то учитель зарисовывает контуры озер и схему их образования на доске, а ученики повторяют это в своих тетрадях. Необходимо запланировать беседу по выполненной работе.
После определения цели и главных вопросов учитель вновь возвращается к планированию урока. Для урока в 45 минут следует разбивка.
1. Вводная беседа о понятии «озеро».
2. Проработка основного нового материала темы:
а) происхождение котловин озер и изменение озер, сточные и бессточные озера — 25 мин. Эта работа выполняется путем составления смыслового плана и зарисовок контуров озер;
б) характеристика озера по плану и карте, закрепление нового материала 10-15 мин;
в) задание на дом — 3 мин. При недостатке времени работа с картой может быть вынесена в домашнее задание. В зависимости от местных условий планирование темы урока может быть различное. Если школа находится вблизи от озера и оно имеет большое значение в жизни населения, то в качестве примера оно должно рассматриваться подробно, особенно в части происхождения и развития, таким образом родиноведческий принцип здесь должен быть выдержан.
Приведем примерный план урока. Тема: «Озера».
I. Учебно-воспитательные цели:
Сформировать понятия «озеро», а также о происхождении озерных котловин и их эволюции, особенности воды в сточных и бессточных озерах.
Формировать у учащихся умения устанавливать взаимосвязь развития озер, происхождения котловины, природных условий, а также умения давать характеристику озера по плану и карте.
Формировать мировоззренческую идею о развитии природы при раскрытии вопроса о происхождении озерных котловин и их эволюции: продолжать формировать убеждение в необходимости охраны озерных вод.
II. Оборудование: схема «Котловины озер», физическая карта России, физическая карта полушарий.
При чисто репродуктивном обучении, когда основная задача состоит в усвоении готовых знаний, планируется опрос по прошлому уроку. Цель нашего урока состоит не только в усвоении знаний, а посредством их, формировании опыта творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели должны формироваться, прежде всего, основные географические умения анализировать и составлять смысловой план, а также составлять характеристику озера по плану и карте, что и было запланировано выше.