Методические материалы, статьи

Подготовка к выразительному чтению как прием анализа текста. Часть 1.

Прием анализа художественного произведения — это та конкретная операция, которую совершает читатель в процессе освоения идеи. Прием анализа определяет деятельность ученика и учителя на уроке чтения, позволяет учителю вовремя корректировать и направлять восприятие ученика. Ери организации процесса обучения важно учитывать, что прием анализа — это средство постижения художественного произведения, поэтому его выбор определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе. Только в процессе решения этой задачи прием выполнит свою вторую функцию — станет средством формирования читательских умений, средством приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта. Прием анализа как операционная сторона умения анализировать художественное произведение может со временем автоматизироваться. Читатель перестает осознавать, какие именно действия он совершает, читая и обдумывая произведение: его внимание направляется на результат анализа. Квалифицированный читатель не рисует словесных картин, не составляет плана произведения, не создает сценарий или партитуру чтения, так как в его воображении возникает художественный образ, он постигает «закон сцепления» эпизодов, видит динамику эмоций, поскольку владеет соответствующими умениями. Младшие школьники, только овладевающие перцептивной читательской деятельностью, нуждаются в специальном обучении операционной стороне анализа текста.

В методике обучения грамоте термин «выразительность» используется для характеристики одного из качеств навыка чтения. При этом имеется в виду, что ребенок должен читать, интонируя предложение в соответствии со знаками препинания, правильно ставить логические ударения, соблюдать интонацию конца предложения. Методика литературного чтения связывает понятие «выразительность» с читательской интерпретацией текста, с исполнительским искусством. Исполнительская выразительность требует серьезной подготовки. Процесс подготовки к исполнению произведения — прием анализа текста, ведущий к постижению его смысла. Специфика данного приема в том, что из трех сфер восприятия наиболее активны эмоции и воображение ученика, т. е. ребенок постигает смысл текста не столько логическим путем, сколько через сопереживание, и выражает свое понимание в выразительном чтении.

Работа начинается с постановки исполнительской задачи: что значит читать выразительно? Чьи чувства, чью позицию нужно выразить в чтении? Ответ на этот вопрос отнюдь не однозначен. Конечно, основная задача — раскрыть авторский замысел, донести до слушателя художественную идею текста, поэтому исполнитель стремится максимально приблизиться к постижению этой идеи. Но художественный текст — не монолог автора, в нем есть прямая речь героев, повествование может вестись от лица рассказчика, события могут быть переданы с точки зрения одного из персонажей, поэтому каждое произведение требует постановки своей исполнительской задачи. С определения этой задачи и начинается анализ текста. В процессе подготовки к выразительному чтению дети перечитывают текст по небольшим отрывкам, выясняют, как и почему следует прочесть ту или иную фразу: в каком темпе, с какой громкостью, с какой интонацией, где необходимо сделать паузу, какие слова выделить, каким должен быть тембр голоса. Поиск нужной интонации и обоснование выбора варианта чтения и есть скрытая для ребенка форма анализа текста.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005