Подготовка к выразительному чтению как прием анализа текста. Часть 1.
Прием анализа художественного произведения — это та конкретная операция, которую совершает читатель в процессе освоения идеи. Прием анализа определяет деятельность ученика и учителя на уроке чтения, позволяет учителю вовремя корректировать и направлять восприятие ученика. Ери организации процесса обучения важно учитывать, что прием анализа — это средство постижения художественного произведения, поэтому его выбор определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе. Только в процессе решения этой задачи прием выполнит свою вторую функцию — станет средством формирования читательских умений, средством приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта. Прием анализа как операционная сторона умения анализировать художественное произведение может со временем автоматизироваться. Читатель перестает осознавать, какие именно действия он совершает, читая и обдумывая произведение: его внимание направляется на результат анализа. Квалифицированный читатель не рисует словесных картин, не составляет плана произведения, не создает сценарий или партитуру чтения, так как в его воображении возникает художественный образ, он постигает «закон сцепления» эпизодов, видит динамику эмоций, поскольку владеет соответствующими умениями. Младшие школьники, только овладевающие перцептивной читательской деятельностью, нуждаются в специальном обучении операционной стороне анализа текста.
В методике обучения грамоте термин «выразительность» используется для характеристики одного из качеств навыка чтения. При этом имеется в виду, что ребенок должен читать, интонируя предложение в соответствии со знаками препинания, правильно ставить логические ударения, соблюдать интонацию конца предложения. Методика литературного чтения связывает понятие «выразительность» с читательской интерпретацией текста, с исполнительским искусством. Исполнительская выразительность требует серьезной подготовки. Процесс подготовки к исполнению произведения — прием анализа текста, ведущий к постижению его смысла. Специфика данного приема в том, что из трех сфер восприятия наиболее активны эмоции и воображение ученика, т. е. ребенок постигает смысл текста не столько логическим путем, сколько через сопереживание, и выражает свое понимание в выразительном чтении.
Работа начинается с постановки исполнительской задачи: что значит читать выразительно? Чьи чувства, чью позицию нужно выразить в чтении? Ответ на этот вопрос отнюдь не однозначен. Конечно, основная задача — раскрыть авторский замысел, донести до слушателя художественную идею текста, поэтому исполнитель стремится максимально приблизиться к постижению этой идеи. Но художественный текст — не монолог автора, в нем есть прямая речь героев, повествование может вестись от лица рассказчика, события могут быть переданы с точки зрения одного из персонажей, поэтому каждое произведение требует постановки своей исполнительской задачи. С определения этой задачи и начинается анализ текста. В процессе подготовки к выразительному чтению дети перечитывают текст по небольшим отрывкам, выясняют, как и почему следует прочесть ту или иную фразу: в каком темпе, с какой громкостью, с какой интонацией, где необходимо сделать паузу, какие слова выделить, каким должен быть тембр голоса. Поиск нужной интонации и обоснование выбора варианта чтения и есть скрытая для ребенка форма анализа текста.