Понятие читательской деятельности. Часть 2.
Читатель растет и развивается лишь в том случае, если при чтении:
- имеет желание понять содержание текста;
- умеет максимально приблизиться к авторскому замыслу («восстанавливать» с помощью средств языка передаваемую мысль, идею);
- умеет контролировать правильность своего понимания.
В филологической литературе представлена типология понимания текста, выделяющая три основных типа:
1) семантизирующее понимание;
2) когнитивное понимание;
3) распредмечивающее понимание.
Семантизирующее понимание — это самое элементарное узнавание отрезков речи. Оно, как правило, дефектно, так как при восприятии чужой речи происходит лишь частичное усвоение смыслов. Если в контексте встречается незнакомое слово или сложная синтаксическая конструкция, то это может привести к неверному пониманию текста. Семантизирующий тип знаком нам по тем усилиям, которые мы предпринимаем, чтобы понять речь на иностранном языке при слабом знании его лексики и грамматики.
Когнитивное понимание возникает при преодолении трудностей в освоении информации текста, его содержательной стороны. Оно способствует образованию знания, но недостаточно для его прочного удержания памятью. Когнитивное понимание опирается на рефлексию, которая, в свою очередь, помогает личности развиваться интеллектуально.
Распредмечивающее понимание присуще развитой языковой личности. Это тот идеальный читатель, которым должен стать выпускник школы, но, конечно же, личность человека формируется на протяжении всей жизни, поэтому мы можем говорить только о стремлении школьных учителей воспитать такого читателя. Это большой интеллектуальный и эмоциональный труд, построенный на смыслопостижении и смыслопорождении того, что имеется в тексте: и информации, и подтекста, и эмоционального фона произведения. Говоря строгим научным языком, из средств номинации (единиц языка), средств текстопостроения (законов литературы), изобразительно-выразительных средств (законы поэтики) строится текст и возникает содержание, которое часто называют подтекстом. Эти языковые и внеязыковые средства позволяют восстановить мотивы создателя текста, понять большую часть содержания, т.е. выделить разные предметы, которые интересовали автора. Распредмечивание происходит в основном при чтении художественных произведений и в сложных устных коммуникациях. Это процесс выявления смыслов, неявно выраженных в тексте, но присущих ему и несущих важную для адекватного понимания информацию.
Что делает читатель, пытаясь понять писателя? Деятельность понимающего направлена на то, чтобы «нарисовать» предметы, о которых идет речь в тексте, почувствовать то, что переживают герои произведения. Читатель вступает в коммуникацию с писателем и понимает его через законы языка: автор пользовался ими, чтобы быть понятым. Именно поэтому школьник учится ориентироваться в изобразительно-выразительных средствах текста, пытается разгадать «тайны» произведения, которые явно и неявно влияют на его умение читать. Чтобы лучше проникнуть в смысл читаемого, ребенок уточняет (во внутреннем плане речи) то, что понял, подбирает смыслы и формулирует идею произведения. Тем самым развивается его мышление, обогащается словарный запас, корректируется синтаксический строй речи.
Читатель способен осуществлять деятельность понимания еще и в силу его способности к рефлексии. Рефлексия — это умение наблюдать за работой своего сознания. Недостаточно только прочитать текст. Необходимо спросить себя: «Я понял... А что же я понял?» Результат понимания определяется уровнем развития умения рефлектировать. Эта способность присуща человеческому индивидууму генетически, именно наличие этой способности выделяет человека из биологического сообщества животных и ставит на высшую ступень раз виги я. Агрессия, способность приобретать жизненно необходимые навыки — качества, общие для животных и людей. Юмор, ирония, прогнозирование — свойства человеческого сознания, имеющего способность анализировать свою собственную деятельность — деятельность только человеческого сознания. Именно в читательской деятельности проявляется высшая функция мозга — мыслить — и развивается сознание.