Методические материалы, статьи

Понятие читательской деятельности. Часть 3.

Мы уже говорили, что знание — это результат мыслительной и эмоционально-волевой работы сознания, обрабатывающего информацию. Так вот, чтение — вид речевой деятельности, отвечающий непосредственно за формирование знания, на основе которого развиваются мышление и душевные способности (понимать, сопереживать, проявлять волевые качества и т.п.) растущего организма.

Формирование и осознание смыслов текста обеспечиваются способностью читателя актуализировать то, что есть у него в собственном опыте, т.е. сравнивать, сопоставлять, анализировать имеющееся знание, переживание, полученное при чтении. Умение выражать результаты этой работы (сочувствие тому, что описано в тексте, и сами мыслительные операции) языковыми средствами называется интерпретировать понятое. Рефлексия как способность сознания возвращаться к осмыслению собственных интеллектуальных операций и эмоционально-волевых состояний, в свою очередь, является мощным методическим средством и при формировании умений ВКД (вторичной коммуникативной деятельности) становится методом обучения. Первичное понимание требует словесной высказанности (дискурсивной формы), чтобы осознать тот объем содержания, который остался в сознании. В случае рефлексии — восстановления понятого — проговаривание обязательно, и оно имеет характер интерпретации. Когда слушающий обращается к говорящему с вопросом: «Правильно ли я понял, что?..» и облекает уловленные смыслы в собственные формы языка, такая интерпретация текста позволяет ему проверить адекватность своего понимания. Таким образом организуется коммуникация с автором письменного текста: в этом случае интерпретация текста писателя (например, художественное произведение, изучаемое на уроках литературы) должна опираться на системообразующие нормы языка в его современном и историческом аспектах, на историко-культурные феномены, соответствующие периоду написания произведения. Такой способ обучения разным типам понимания, в особенности распредмечивающему, мы называем герменевтическим анализом (об этом подробнее говорится в следующем параграфе). Рефлексивная способность обращаться к собственной индивидуальности позволяет понимать смыслы и подтекст художественного произведения, строить и облекать в слова свое понимание авторского текста.

На основе всего изложенного становится понятно, что чтение — это особый тип коммуникации, в которой читатель имеет возможность освоить содержание высказывания, понимая, «опознавая» приемы, используемые автором для передачи своих мыслей и чувств. Вдумчивый читатель не остановится на достигнутом понимании текста. Он, несомненно, перечитает предложение с целью уточнить правильность своей интерпретации текста, и вот тогда, во время повторного чтения, он может заметить, что кроме выявленных смыслов относительно данного предложения возникают еще какие-то, качественно новые. Это и есть освоение содержания текста, основанное на способности внимательно прислушиваться к собственным переживаниям и мыслям, возникающим во время чтения.

В читательскую деятельность входят все действия, характеризующие процесс понимания:

  • узнавание графических знаков (букв, знаков препинания, пробелов, абзацев, различных типов шрифта и т.п.);
  • соотнесение знаков со значением, зафиксированным в словаре, или существующей нормой родного языка;
  • соотнесение знаков со смыслами, которые есть в собственном опыте читателя;
  • сравнение объективного (нормы) и субъективного значений (собственных смыслов);
  • осознание общего и различий и вследствие этого — формулирование нового знания;
  • рефлексия, т.е. возвращение к началу чтения, чтобы осознать разницу первичного восприятия и последующего, которое появилось как результат анализа текста; осознание роли языковых средств для понимания содержания; фиксация способов, с помощью которых стало возможно раскрытие «тайн» текста.

    Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Корпусная мебель Производитель: Багира. Корпусная мебель. Производитель: ИП Парамонова Т.Ш.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005