Понятие читательской деятельности. Часть 3.
Мы уже говорили, что знание — это результат мыслительной и эмоционально-волевой работы сознания, обрабатывающего информацию. Так вот, чтение — вид речевой деятельности, отвечающий непосредственно за формирование знания, на основе которого развиваются мышление и душевные способности (понимать, сопереживать, проявлять волевые качества и т.п.) растущего организма.
Формирование и осознание смыслов текста обеспечиваются способностью читателя актуализировать то, что есть у него в собственном опыте, т.е. сравнивать, сопоставлять, анализировать имеющееся знание, переживание, полученное при чтении. Умение выражать результаты этой работы (сочувствие тому, что описано в тексте, и сами мыслительные операции) языковыми средствами называется интерпретировать понятое. Рефлексия как способность сознания возвращаться к осмыслению собственных интеллектуальных операций и эмоционально-волевых состояний, в свою очередь, является мощным методическим средством и при формировании умений ВКД (вторичной коммуникативной деятельности) становится методом обучения. Первичное понимание требует словесной высказанности (дискурсивной формы), чтобы осознать тот объем содержания, который остался в сознании. В случае рефлексии — восстановления понятого — проговаривание обязательно, и оно имеет характер интерпретации. Когда слушающий обращается к говорящему с вопросом: «Правильно ли я понял, что?..» и облекает уловленные смыслы в собственные формы языка, такая интерпретация текста позволяет ему проверить адекватность своего понимания. Таким образом организуется коммуникация с автором письменного текста: в этом случае интерпретация текста писателя (например, художественное произведение, изучаемое на уроках литературы) должна опираться на системообразующие нормы языка в его современном и историческом аспектах, на историко-культурные феномены, соответствующие периоду написания произведения. Такой способ обучения разным типам понимания, в особенности распредмечивающему, мы называем герменевтическим анализом (об этом подробнее говорится в следующем параграфе). Рефлексивная способность обращаться к собственной индивидуальности позволяет понимать смыслы и подтекст художественного произведения, строить и облекать в слова свое понимание авторского текста.
На основе всего изложенного становится понятно, что чтение — это особый тип коммуникации, в которой читатель имеет возможность освоить содержание высказывания, понимая, «опознавая» приемы, используемые автором для передачи своих мыслей и чувств. Вдумчивый читатель не остановится на достигнутом понимании текста. Он, несомненно, перечитает предложение с целью уточнить правильность своей интерпретации текста, и вот тогда, во время повторного чтения, он может заметить, что кроме выявленных смыслов относительно данного предложения возникают еще какие-то, качественно новые. Это и есть освоение содержания текста, основанное на способности внимательно прислушиваться к собственным переживаниям и мыслям, возникающим во время чтения.
В читательскую деятельность входят все действия, характеризующие процесс понимания:
- узнавание графических знаков (букв, знаков препинания, пробелов, абзацев, различных типов шрифта и т.п.);
- соотнесение знаков со значением, зафиксированным в словаре, или существующей нормой родного языка;
- соотнесение знаков со смыслами, которые есть в собственном опыте читателя;
- сравнение объективного (нормы) и субъективного значений (собственных смыслов);
- осознание общего и различий и вследствие этого — формулирование нового знания;
- рефлексия, т.е. возвращение к началу чтения, чтобы осознать разницу первичного восприятия и последующего, которое появилось как результат анализа текста; осознание роли языковых средств для понимания содержания; фиксация способов, с помощью которых стало возможно раскрытие «тайн» текста.