Методические материалы, статьи

Понятие и классификация методов профессионального обучения. Часть 1.

Центральным инструментарием преподавателя на учебном занятии являются методы обучения.

Понятие «метод» в дидактике используется в широком значении слова. В данном случае говорят о так называемом диалектическом методе как способе познания окружающего мира и человеческой деятельности. Взрослое поколение стремится постичь истину и удовлетворить потребность общественного бытия, а затем и передать информацию молодежи, осуществляя обыденное эмпирическое и научное познание с помощью разных методов, в том числе и специально разработанных теоретико-экспериментальных, которые задают общеметодологическую основу методам обучения.

Педагогически переработанные методы обыденного и научного познания позволяют педагогу реализовать учебно-познавательную деятельность обучаемых по получению информации в виде фактов, концепций, гипотез, теорий в ходе специально организованного педагогического общения посредством дискуссий, бесед, диспутов. Поэтому для дидактики важно включить переработанные научные и обыденные методы познания в учебный процесс с учетом жизненного опыта и возрастных особенностей обучаемых.

В узком значении слова понятие «метод» рассматривается в нескольких значениях:

  • как способ организации познавательной деятельности в схеме учащийся — учение — преподавание обучения;
  • как способ подачи информации, направленный на изменение индивидуальности учащегося;
  • как способ организации рационального обучения, позволяющий активизировать логическую, познавательную, эмоциональную и практическую деятельность учащегося.

Метод (от греч. methodos — способ исследования, путь продвижения к истине) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В дидактике существует большое разнообразие определений понятия «метод».

Многообразие определений понятия «метод обучения» повлекло за собой и довольно большое количество их классификаций.

Начнем их рассмотрение с традиционной исторической классификации, в основе которой лежит способ передачи информации. В ней методы обучения подразделяются:

1) на катехизисные (словесные):

  • поисковые;
  • эротематические (обычные катехизные и эвристические, самые древние);
  • сообщение;
  • акроматические;

2) наглядные:

  • обзорные;
  • предметные;

3) методы практической деятельности.

Перейдем к классификации методов обучения в отечественной дидактике.

Е. А. Голант дает классификацию по источникам передачи информации и характеру ее восприятия:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

С. Г. Шаповаленко дает классификацию методов обучения по источникам знаний.

М. Л. Данилов выделяет зависимость основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения.

Методы:

  • приобретение знаний;
  • формирование ЗУН;
  • применение ЗУН;
  • творческая деятельность;
  • проверка ЗУН.

И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин определяют эту квалификацию по характеру познавательной деятельности и усвоению содержания образования.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • эвристический (частично-поисковый);
  • исследовательский.

Ю. М. Орлов считает, что методы обучения бывают двух видов: группа методов, основанная на деятельности самого учащегося, и группа методов, основанная на наблюдении поведения.

Н. Морева

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
изготовление сайтов, создание в москве
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
cut the rope скачать на компьютер Попробуйте пройти все 275 уровней (11 коробок) и оставить Вашего питомца довольным. Помогите маленькому зелёному существу неизвестного происхождения АмНяму добраться до желанного леденца. При этом АмНям всегда находится в определённом месте на экране и не может самостоятельно передвигаться, а вы должны закинуть сладость прямо ему в рот.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005