Методические материалы, статьи

Понятие и классификация методов профессионального обучения. Часть 2.

Методы, основанные на деятельности самого учащегося, — основные методы обучения. Они включают в себя задачи, упражнения, программированное обучение; лабораторные работы, написание рефератов; методы обучения диагностики; подготовку и выступление студента с докладом и другие виды деятельностей, которые имеют своей целью выработку запланированных знаний, умений и навыков.

Методы, основанные на наблюдении поведения других людей, объясняются тем, что человек как существо общественное живет не сам по себе, а в связи с другими. Во многих ситуациях поведение человека определяется не только тем, в каких обстоятельствах находится он сам, а тем, как поступают в аналогичных ситуациях другие люди.

Данные группы методов обучения основываются на трех основных видах научения, которые выявлены в современной психологии:

1) научение вследствие выполнения действий самим субъектом;

2) научение вследствие наблюдения модели поведения или деятельности (по-другому — «викарное научение»). Основу его составляют наглядные методы, в которых демонстрируются модели соответствующей деятельности, показ преподавателем определенных действий. Кроме них в викарном научении присутствуют объяснение, рассказ преподавателя и другие словесные приемы, дающие описание и разъяснение некоторых моделей умственной или практической деятельности. Для данного вида научения характерна работа студентов в малых группах, когда они наблюдают за исполнением действий друг друга, оценивают их. Таким образом, научение происходит с помощью переноса изображаемой модели на реальную практику деятельности студента;

3) научение с помощью переноса. Перенос состоит в том, что полученные знания, умения и навыки совершенствуются в процессе выполнения сходных деятельностей. Например, человек, умеющий играть на фортепиано, быстрее обучается печатать на машинке; знающий английский язык легче изучает второй сходный иностранный язык. Этот метод состоит в повторении пройденного материала, решении новых, нетиповых задач с использованием старых умений.

На методе использования переноса основано использование моделей и образцов. Перенос наиболее полно проявляется в методе интеграции учебной деятельности. Излагая новый материал или обучая новому действию, преподаватель должен использовать перенос, ссылаясь на умения и навыки, которые уже известны, и отыскивая сходства и различия между ними и изучаемым действием. Обучение с использованием переноса предполагает индивидуальный подход и знание преподавателем того, что умеет делать студент.

В. Оконь считает целесообразным говорить о четырех больших группах методов.

I. Методы усвоения знаний:

  • беседа;
  • дискуссия;
  • лекция;
  • работа с книгой.

II. Методы самостоятельного приобретения знаний:

  • проблемный классический метод;
  • метод случайностей;
  • ситуативный метод;
  • банк идей (мозговой штурм);
  • микропреподавание;
  • синектика;
  • дидактические игры.

III. Экпонирующие (оценочные) методы.

Они направлены на формирование отношения, позиции, убеждения обучаемых и разделяются:

  • на импрессивные, когда на основе полученных впечатлений о произведении и его создателе, о собственном отношении студента к педагогическому явлению или ситуации и т.д. студенты переживают разнообразные чувства. Активизация деятельности студентов происходит за счет их участия в раскрытии содержания учебного материала. Им предлагается выразительно прочитать текст; написать микросочинение «Мое отношение к ...»; драматизировать произведения;
  • экспрессивные, когда студенты выражают свое отношение к педагогической или социокультурной ситуации, которую они или создают, или воссоздают в виде спектаклей, короткометражных фильмов, картин, скульптур, рисунков.

IV. Практические методы:

  • упражнение;
  • метод реализации творческих задач;
  • разработка модели, рисунка, конспекта;
  • решение проблемной ситуации;
  • выбор лучших вариантов из нескольких.

В среднем профессиональном образовании чаще всего пользуются классификацией Л. Г. Семушкиной, которая синтезирует все перечисленные классификации.

Н. Морева

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
LDPE, LLDPE - Вкладыши и пакеты для паллет: : ИНТЕРПАК В зависимости от типа контейнера, изготавливаются различные виды вкладышей: стандартный, с формированием верхней/нижней горловины, наружный чехол контейнера, предохраняющий сам контейнер от загрязнения и попадания осадков. Для загрузки материалов при повышенной (до 110 оС) температуре, выпускаются вкладыши повышенной механической прочности и теплостойкости. Вкладыши могут поставляться как в пачках, так и в рулонах с перфорацией.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005