Понятие и классификация методов профессионального обучения. Часть 2.
Методы, основанные на деятельности самого учащегося, — основные методы обучения. Они включают в себя задачи, упражнения, программированное обучение; лабораторные работы, написание рефератов; методы обучения диагностики; подготовку и выступление студента с докладом и другие виды деятельностей, которые имеют своей целью выработку запланированных знаний, умений и навыков.
Методы, основанные на наблюдении поведения других людей, объясняются тем, что человек как существо общественное живет не сам по себе, а в связи с другими. Во многих ситуациях поведение человека определяется не только тем, в каких обстоятельствах находится он сам, а тем, как поступают в аналогичных ситуациях другие люди.
Данные группы методов обучения основываются на трех основных видах научения, которые выявлены в современной психологии:
1) научение вследствие выполнения действий самим субъектом;
2) научение вследствие наблюдения модели поведения или деятельности (по-другому — «викарное научение»). Основу его составляют наглядные методы, в которых демонстрируются модели соответствующей деятельности, показ преподавателем определенных действий. Кроме них в викарном научении присутствуют объяснение, рассказ преподавателя и другие словесные приемы, дающие описание и разъяснение некоторых моделей умственной или практической деятельности. Для данного вида научения характерна работа студентов в малых группах, когда они наблюдают за исполнением действий друг друга, оценивают их. Таким образом, научение происходит с помощью переноса изображаемой модели на реальную практику деятельности студента;
3) научение с помощью переноса. Перенос состоит в том, что полученные знания, умения и навыки совершенствуются в процессе выполнения сходных деятельностей. Например, человек, умеющий играть на фортепиано, быстрее обучается печатать на машинке; знающий английский язык легче изучает второй сходный иностранный язык. Этот метод состоит в повторении пройденного материала, решении новых, нетиповых задач с использованием старых умений.
На методе использования переноса основано использование моделей и образцов. Перенос наиболее полно проявляется в методе интеграции учебной деятельности. Излагая новый материал или обучая новому действию, преподаватель должен использовать перенос, ссылаясь на умения и навыки, которые уже известны, и отыскивая сходства и различия между ними и изучаемым действием. Обучение с использованием переноса предполагает индивидуальный подход и знание преподавателем того, что умеет делать студент.
В. Оконь считает целесообразным говорить о четырех больших группах методов.
I. Методы усвоения знаний:
- беседа;
- дискуссия;
- лекция;
- работа с книгой.
II. Методы самостоятельного приобретения знаний:
- проблемный классический метод;
- метод случайностей;
- ситуативный метод;
- банк идей (мозговой штурм);
- микропреподавание;
- синектика;
- дидактические игры.
III. Экпонирующие (оценочные) методы.
Они направлены на формирование отношения, позиции, убеждения обучаемых и разделяются:
- на импрессивные, когда на основе полученных впечатлений о произведении и его создателе, о собственном отношении студента к педагогическому явлению или ситуации и т.д. студенты переживают разнообразные чувства. Активизация деятельности студентов происходит за счет их участия в раскрытии содержания учебного материала. Им предлагается выразительно прочитать текст; написать микросочинение «Мое отношение к ...»; драматизировать произведения;
- экспрессивные, когда студенты выражают свое отношение к педагогической или социокультурной ситуации, которую они или создают, или воссоздают в виде спектаклей, короткометражных фильмов, картин, скульптур, рисунков.
IV. Практические методы:
- упражнение;
- метод реализации творческих задач;
- разработка модели, рисунка, конспекта;
- решение проблемной ситуации;
- выбор лучших вариантов из нескольких.
В среднем профессиональном образовании чаще всего пользуются классификацией Л. Г. Семушкиной, которая синтезирует все перечисленные классификации.