Методические материалы, статьи

Понятие «методическая система». Иерархия методических систем литературного образования.

Процесс литературного образования имеет иерархическое строение, т.е. состоит из взаимоподчиненных систем разных уровней. Любая система характеризуется с точки зрения ее содержания и ее структуры. Структура методической системы соотносима с основными вопросами методики и включает в себя цель, содержание, методы обучения и их научное обоснование. Содержание методической системы может варьироваться в зависимости от ее места в иерархии и от методических позиций ее автора.

Рассмотрим эти системы, начиная с наиболее общей — системы литературного образования школьника.

Система литературного образования школьника включает в себя этапы, отличающиеся спецификой целей, содержания и методов обучения, сориентированных на возрастные особенности детей: этап дошкольного литературного образования, начального (I-IV классы), основного (V-IX классы) и этап литературного образования в старшей школе (X-XI классы).

Варианты каждого этапа литературного образования представлены авторскими методическими системами, реализованными в учебно-методических комплектах (УМК).

Поскольку одной из основных целей образования, независимо от авторских интерпретаций, является цель развития ребенка в процессе обучения, выделяются методические системы литературного образования в пределах одного года обучения или одного класса. Каждый автор старается подчинить работу в течение одного учебного года какой-то общей идее, добиться определенного скачка в литературном развитии учеников. Не случайно учебники для разных классов, входящие в один УМК, отличаются по объему, принципам выделения разделов, стилю оформления, часто имеют разные названия.

Любой учебник состоит из разделов, поэтому следующий уровень иерархии — методическая система изучения раздела учебника. Именно на этом уровне начинается активная работа учителя. Он должен понять и принять авторские идеи, определяющие выбор литературного материала, цель его изучения, объем и уровень усвоения знаний и овладения умениями, и составить календарное планирование. Смысл календарного планирования состоит в том, чтобы спроектировать деятельность ученика и учителя при изучении раздела курса, т. е. определить:

  • последовательность изучения произведений, место библиографических уроков, уроков развития речи, внеклассного чтения, диагностических уроков (если они планируются);
  • количество учебного времени, отводимое на изучение одного произведения;
  • объем знаний и умений, формируемых на каждом уроке с учетом поступательного движения ученика в их освоении;
  • приемы работы с художественным текстом, с учетом необходимости разнообразия в работе для поддержания интереса и в то же время повторяемости операций для их усвоения учеником;
  • виды заданий по развитию речи, соотнеся их как с изучаемыми художественными произведениями, так и с предыдущими и последующими уроками развития речи;
  • перечень произведений из круга самостоятельного чтения ребенка, с которыми целесообразно устанавливать связи различного рода при изучении программных текстов;
  • возможность и целесообразность установления межпредметных связей.

Эта работа очень сложна, она требует от учителя перспективного мышления, умения устанавливать связи между всеми элементами образовательного процесса, способности предвидеть трудности, которые могут встретиться детям при овладении учебным материалом, и умения планировать способы предупреждения этих трудностей. Но только в том случае, если учитель проделал такую работу, можно говорить о методической системе. Если же планирование, как это часто бывает в практике школы, состоит из даты и названия изучаемого произведения, то никаких оснований для именования такой работы системой нет, так как учитываются только два элемента — последовательность и время, отведенное на изучение произведения.

Раздел учебника включает несколько произведений. Объем текстов разный — многие из них нельзя изучить в течение одного урока, поэтому возникает необходимость в разработке еще одного вида методической системы — системы уроков по литературному произведению. Возможно, что в пределах раздела изучается ряд произведений одного автора или ребенок встречается с произведениями одного писателя неоднократно при изучении разных разделов или даже в разные годы обучения. В этом случае разрабатывается система изучения произведений одного автора, специфика которой в том, что она может включать ряд уроков, проводимых с большим временным перерывом.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005