Методические материалы, статьи
Тени и силуэты
В большом и очень разнообразном фонде семьи Берманов, поступившем в Народный архив лет десять назад, наверное, самое главное фотографии. Дело не только в том, что их много, а в том, что они были сделаны подполковником царской армии Николаем Николаевичем Берманом в 1915 году на фронтах первой мировой войны в Галиции и Восточной Пруссии. Следует учесть условия фронтовой обстановки на мировой и гражданских войнах, а затем трудную судьбу Николая Николаевича: он воевал за красных, и его за это расстреляли в 1937 году. Справку о реабилитации вручили его дочери Ксении Николаевне в 1956 году. Однако сегодня разговор не об этих редчайших прекрасного качества фотографиях и негативах, сохраненных коллективными усилиями семьи, и уже не раз публиковавшихся.
Блестит великолепный дом: По цельным окнам тени ходят, Мелькают профили голов И дам, и модных чудаков («Евгений Онегин», гл.1, ХХVII) |
|
Несмотря на то что мы специально не собираем документы репрессированных в годы сталинщины людей, у нас их все же достаточно много. Число их прямо пропорционально тому, скольких семей коснулась эта безумная секира. Безумие сталинской эпохи простирается далеко за ее пределы. Мне кажется, не менее фантасматоричен был и процесс посмертной реабилитации ее жертв. Вдумайтесь, семьям убитых людей на протяжении десятилетий выдавались канцелярские справки (и сейчас выдаются) за подписями и печатями известного ведомства. Начиная с хрущевской «оттепели», оно выдает вежливые, с оттенком сочувствия письма и справки такого содержания:
Театр уж полон; ложи блещут, Партер и кресла все кипит; В райке нетерпеливо плещут. И, взвившись, занавес шумит («Е.О.», гл.1, XX) |
|
«Уважаемая Ксения Николаевна!
Ваши заявления, поступившие из Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период тридцатых сороковых и начала пятидесятых годов Комитета государственной безопасности СССР и в Управление КГБ СССР по Краснодарскому краю нами рассмотрено.
Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин. С утра дом Лариных гостями Весь полон, целыми семьями Соседи съехались в возках, В кибитках, в бричках и санях. В передней толкотня, тревога; |
|
Сообщаем, что Ваш отец Берман Николай Николаевич 1882 года рождения (10 апреля), уроженец города Влацлавска (Польша) по национальности русский, гражданин СССР, беспартийный, бывший подполковник Генерального штаба, проживал в станице Славянской Славянского района Краснодарского края, работал учителем в школе N2, арестован органами НКВД 14 октября 1936 года.
В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога, Поклоны, шарканье гостей Кормилиц крик и плач детей. («Е.О.», гл.5, ХХV) |
|
Как установлено в результате пересмотра материалов архивного уголовного дела, Берман Николай Николаевич был необоснованно обвинен в том, что якобы возглавлял на Кубани офицерскую, белогвардейскую казачью повстанческую организацию, ставившую своей целью свержение советской власти путем вооруженного восстания, якобы он организовал подобные группы во всех районах Кубани, имел на связи агента польской разведки.
Покамест в утреннем уборе, Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар, И там гуляет на просторе
(гл.1, ХV) |
|
По постановлению бывшей тройки Управления НКВД по Краснодарскому краю от 2 декабря 1937 года Берман Николай Николаевич в особом порядке был осужден к высшей мере уголовного наказания расстрелу. Приговор приведен к исполнению 23 декабря 1937 года в городе Краснодаре.
Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке (гл.5, ст.II) |
|
К великому сожалению, Уважаемая Ксения Николаевна, Управление КГБ по Краснодарскому краю не располагает данными о месте захоронения Вашего отца, так как они в то время не фиксировались и в материалах архивного уголовного дела никаких сведений на этот счет не имеется.
Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят; . . . А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он (гл.1, ХХII) |
|
Постановлением Президиума Краснодарского краевого суда от 21 июня 1956 года постановление бывшей тройки Управления НКВД по Краснодарскому краю от 2 декабря 193
года в отношении Бермана Николая Николаевича отменено и уголовное (дело) дальнейшим производством прекращено за отсутствием в его действии состава преступления. Берман Н.Н. полностью реабилитирован посмертно.
Все хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам, Двойной лорнет скосясь наводит На ложи незнакомых дам; Все ярусы окинул взором
(гл.1, XXI) |
|
Примите, Уважаемая Ксения Николаевна наши искренние сочувствия по поводу гибели вашего Отца.
И в необдуманном письме Любовь невинной девы дышит. Письмо готово, сложено
Татьяна! для кого ж оно? (гл.3, XXI) |
|
Справку о реабилитации отца Вы получите из Краснодарского краевого суда, а свидетельство о его смерти из отдела ЗАГС Славянского райисполкома.
Начальник подразделения Управления (подпись)».
Онегин слушал с важным видом, Как, сердца исповедь любя, Поэт высказывал себя; Свою доверчивую совесть Он простодушно обнажал. Евгений без труда узнал Его любви младую повесть, Обильный чувствами рассказ, Давно не новыми для нас. (гл.2, ХIХ) |
|
Мы, советский народ, один из осколков которого проживает сегодня в стране с прекрасным названием «Россия», привыкли практически ко всему. В течение многих поколений мы старались не замечать сюрреалистических граней нашего бытия. И сейчас благополучно их не замечаем. Родственники замученных, расстрелянных, стертых в лагерную пыль получали и получают сотни тысяч справок о том, что их родители, братья и сестры, деды и бабки не были врагами, убийцами, отравителями, шпионами и что, совсем наоборот, они были не самыми плохими людьми и были убиты ни за что. А теперь приносим извинения ошибочка вышла.
Изображу ль в картине верной Уединенный кабинет, Где мой воспитанник примерный Одет, раздет и вновь одет? (гл.1, ХХIII) |
|
Род подполковника Бермана ведет свое происхождение от музыканта, жившего в начале XIX века во Франкфурте-на-Майне. Его сын, ставший военным врачом, добился личного дворянства. В XX веке в роду появились и художники.
пол.141, рис.13 Но муж любил ее сердечно, В ее затеи не входил, Во всем ей веровал беспечно, А сам беспечно ел и пил; Покойно жизнь его катилась
И так они старели оба (гл.2, ХХХIV) |
|
Ксения Николаевна Берман и Екатерина Николаевна Шершнева познакомились в 1931 году в студии «Изофоно», что была в Москве на Плющихе. С тех пор они не разлучались. Довольно скоро Екатерина Шершнева стала женой брата Ксении Георгия Николаевича, педагога-математика. Подруги-родственницы всю жизнь проработали художниками-оформителями. С 1931 1936 годов оформляли спектакли ГАБТ под руководством художника Ф.Ф.Федоровского. В 1938 году готовили стенды для сельхозвыставки. Но большую часть жизни тридцать лет проработали художниками в уголке имени В.Л.Дурова.
Был в жизни художниц один эпизод: увлеклись они тенями, силуэтами. Почти два десятка иллюстраций к поэме Пушкина «Евгений Онегин» для статьи их давнего знакомого С.В.Серпинского о школьном театре теней они подготовили к печати в 1948 году. Но и статья, и силуэты были объявлены «формалистическим» вывертом и запрещены к публикации. Вот эти рисунки. Посмотрите. Почти все они хорошо узнаваемы. Подписи к ним не сохранились, но я почти полностью уверен, что нашел соответствия между рисунками и текстом «Евгения Онегина».
К сожалению, серия сохранилась не полностью. Из почти тридцать рисунков больше половины не хватает. Но и то, что есть, как мне кажется, позволяет, уцепившись за краешек мелодии пушкинского стиха, проскользнуть вслед за поэтом и художницами в тонко прорисованный онегинский мир.
Онегин был готов со мною Увидеть новые страны; Но скоро были мы судьбою На долгий срок разведены (гл.1, LI) |
|
Уму непостижимо, как это все может совмещаться в нашей жизни, в истории России? Пушкин и Сталин: поэтический гений и гений политического злодейства.
1948 год. Пик борьбы с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». Идет дикая компания, в процессе которой каждый старается опередить другого в обвинениях в «космополитизме» и «низкопоклонстве». Кажется, именно тогда появилось блатняжное выражение: «Кто опоздал, тот не успел», то есть сел обвиненный сам. И тут же милая французская игрушка театр теней, изящных силуэтов.
Вообще-то «тень» одна из древнейших забав человечества. Пещерные жители каменного века обводили свои тени, отбрасываемые при свете костра, углем или натуральной охрой на стены и своды жилища. Можно даже сказать, что вся живопись и скульптура (по крайней мере, барельеф уж точно), фотография и кинематограф это одухотворенные человеческим гением тени людей, вещей, идей. Последнее особенно удивительно. Платону (а точнее, Сократу) принадлежит образ, который вот уже две тысячи лет волнует человечество: наши идеи всего лишь тени божественного архетипа, первичной матрицы. Платон использовал образ ночной пещеры, озаренной костром с сидящим перед ним человечеством, которое созерцает тени, отбрасываемые на стену пещеры «первообразами», архетипами всех реальных вещей, порожденных божеством. Все, чем так гордится человек, на самом деле воспринято нами оттуда, из Вселенского теневого театра. Не такой уж пустяшной была эта забава человечества. Впрочем, на важность этой странной особенности материального мира отбрасывать тень обратил внимание не только величайший философ, но и великий сказочник Гофман. Возможно, идея поучительной истории о несчастном юноше, потерявшем свою тень, возникла у немецкого сказочника после просмотра модного в ХVIII ХIХ веках в Западной Европе спектакля теневого театра.
В России первыми мастерами теневого силуэта были француз Ф.Сидо и немец И.Антинг. А затем это искусство, очень важное своим мимолетным реализмом, долгое время заменявшее фотографию, было подхвачено и развито многими российскими художниками и любителями. Два цвета, черный и белый, на плоскости были необычайно выразительны. Царственные особы, великосветские красавицы и знаменитости с удовольствием отдавали свои тени мастерам силуэта. Все люди прекрасны вообще: своим абрисом, силуэтом. Разнят же нас подробности, детали, которые могут быть как прекрасны, так и отвратительны. Силуэтом, тенью увлекались крупнейшие русские художники, такие как Ф.Толстой, М.Добужинский, К.Сомов, А.Бенуа, Б.Кустодиев. Но об одном человеке надо рассказать подробнее.
Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины; В глуши слышнее голос лирный, Живее творческие сны. Досугам посвятясь невинным, Брожу над озером пустынным (гл.1, LV) |
|
Василий Васильевич Гельмерсен родился в 1875 году, окончил юридический факультет Петербургского университета, поступил на работу в Министерство Двора, где, как и Пушкин, получил чин камер-юнкера. Больше всего в жизни он любил вырезать силуэты, при этом не умея и не любя рисовать. Судя по всему, это был вдохновенный мастер ножниц, который очень быстро стал участвовать в почетных выставках Академии художеств, иллюстрировать отечественных и зарубежных классиков. Но лучшие его силуэты были посвящены «Евгению Онегину». Издать книгу с иллюстрациями до революции Гельмерсен не успел, хотя эту идею поддерживали крупнейшие пушкинисты того времени С.А.Венгеров и Н.О.Лернер. До 1929 года он работал в Русском музее. Затем его «вычистили» из Академии «по первой категории» (сталинское государство, запрещая своим гражданам аборты, использовало в своей криминальной политике специфические медицинские термины). В результате «чистки» Гельмерсену не выдали паспорт, а потому он не мог устроиться ни на какую работу, кроме как зеком на строительство Беломорканала. Там он и сгинул. Но вот что удивительно: в 1937 году, когда, судя по всему, его кости уже тлели, укрепляя песчаные берега канала, на Всесоюзной юбилейной пушкинской выставке в Историческом музее были выставлены его работы, встреченные с огромным интересом. В 1941 году была даже набрана книга с силуэтами художника, но выйти в свет ей помешала война. Только в 1993 году ее наконец-то издали. Так что тень Гельмерсена, в отличие от многих других, может покоиться с миром.
С.Серпинский, Н.Берман и Е.Шершнева, без сомнения, были знакомы с силуэтами Гельмерсена. От него они скорее всего восприняли мысль о теневом воплощении бытовой жизни пушкинских героев, но уже не в книжной графике, а на сцене школьного театра. Я не искусствовед, но мне кажется, что силуэты художниц тоньше, «женственнее» более «плотных» теней Гельмерсена.
Масштаб школьного теневого театра был достаточно внушителен. На первом рисунке представлены план сцены, ее устройство и устройство занавеса. Видно, что сцена должна была быть высотой более трех метров, а шириной более пяти с половиной метров. Она оснащалась сильными светильниками и экраном. На одном из рисунков сохранилась карандашная надпись, содержащая рекомендации по устройству театра, где указывается ширина экрана не менее восьми метров.
В наше время теневой театр если и сможет возродиться, то скорее всего в рамках компьютерных причуд. Однако силуэт как один из выразительнейших художественных миров будет жить по своим законам и дальше. Тем более он будет развиваться в России, где на бесконечном, тысячекилометровом, заснеженном фоне печально и возвышенно природа чеканит лучшие силуэты в мире. Недаром дошедшие до нас теневые портреты любимых женщин Пушкина А.П.Керн и Е.Н.Вульф в чем-то более выразительны, чем их художественные воплощения. Скорее всего, именно так их и видел Пушкин. Действительно, то, что привычно любимо, не требует «вглядывания». Они настолько узнаваемы, что нам достаточно увидеть силуэт, тень, абрис
Пушкинские рукописи полны силуэтами.
* Документы для публикации выявлены ведущим научным сотрудником ЦДНА Г.И.Поповой.
** Желающим подробнее познакомиться с искусством силуэта рекомендую: «Приятнейшая тень», «Памятники Отечества», М., 1997. Вып.2, откуда и почерпнуты сведения о Гельмерсене.
Борис Илизаров