Методические материалы, статьи

Вчера на планете Барраяр

Ситуация

Парадная обстановка, толпа людей, легкая напряженность в атмосфере.

Что это за люди? Что они здесь делают, эти военные и гражданские, ученые и аристократы, не очень простые разведчики и совсем уж не простые дипломаты? Почему прилетели они со своих планет на эту — кстати, на какую?

Ответить на эти вопросы легко. Перечисленные лица входят в состав межпланетной комиссии, которая прибыла на планету Барраяр утрясать проблемы, возникшие вследствие захвата Барраяром планеты Комарра. Возможна ли мирная ассимиляция этой богатой торговой планеты и крупнейшего узла пространственно-временных туннелей? Какие выгоды попытается извлечь из нового положения дел галактическое сообщество?

А на Барраяре сейчас царит победная эйфория, и император устраивает весенний бал во дворце. Поводов для него, как обычно, сразу несколько. Героям комаррской кампании должны быть вручены награды. Статс-дама Института благородных девиц представляет лучших выпускниц самой принцессе Карин. Решается вопрос о статусе комаррцев как новых подданных империи и о персоне барраярского правителя Комарры — Имперского советника, или, говоря откровенно, вице-короля.

На прием должны прибыть инопланетники из Комиссии галактического сообщества по чрезвычайным ситуациям. По слухам, они планируют на месте получить информацию о политике, проводимой Барраяром на покоренной планете, и то ли выставить барраярскому императору официальную ноту, то ли, напротив, оформить сложившуюся ситуацию соглашениями.

Пока мы осознавали, какие проблемы стоят перед Комиссией, все стихло, барраярцы стали по стойке смирно. Император Эзар величественной походкой входит в зал…

Мы попали в мир книг американской писательницы Лоис Макмастер Буджолд. Мы попали на Игру.

Игра и человек

Ролевая игра — это любительское театрализованное представление по какому-то сюжету. Любительское потому, что все участники имеют вне игры свою профессию — они компьютерщики, ученые, менеджеры, инженеры, педагоги…

Основных вариантов таких игр два. Первый — собираются люди, садятся за стол и разыгрывают словесную игру — «словеску». Примерно как в театре на читке пьесы — произносятся реплики, а со шпагой никто по столу не прыгает. С той разницей, что текст не читают, а импровизируют. Для такой игры нужен сценарий (экономика, политика, культура, искусство, что и как едят, с кем и как воюют…) и роли (то есть «вводные»: как тебя зовут, сколько тебе лет, что ты умеешь и знаешь, добрый ты или злой…)

Вариант второй — игры с действием, в помещении или на природе, длительностью до нескольких дней, с участием до нескольких сотен человек. По форме это совмещение выезда на природу (надо обеспечить еду, питье, туалет, медицину, транспорт, охрану порядка и т.д.) и собственно игры — сценария и ролей. Все это готовят мастера, то есть те, кто способен и хочет это делать и за кем эти способности признаны игровым сообществом.

Для игры нужна хорошая память, способность держать в голове большой объем информации и оперативно пользоваться им. Ведь мало надеть плащ и взять меч — надо представлять себе культуру этого мира, а иногда и экономику, и политику. Надо помнить и понимать, что и как я могу или не могу спросить и попросить у встречного, чей я вассал и чей сюзерен, в кого я тайно, а в кого явно влюблен, какие драконы обитают там-то и там-то и что племя А живет с ними в дружбе, а племя Б собирается их пустить на антрекоты. По количеству людей, серьезно занимающихся ролевыми играми, это занятие попадает в одну группу не с аэробикой, а с горным туризмом.

Игра — это место, где можно проявить свои творческие способности: к перевоплощению, к сочинению стихов, к стратегическому мышлению. Поэтому сюда приходят те, кто — сознательно или подсознательно — хотят проверить, есть ли в них именно это. Приводит в игру и стремление побыть кем-то, кто «не ты», а еще — желание посмотреть на мир любимой книги или мир интересного тебе места и времени.

Нас — авторов этой статьи — привели сюда в основном любопытство и любовь к книгам названного выше автора. Желание посмотреть на развернутый в его книгах мир и — по возможности — действовать в нем. Наших целей мы достигли лишь частично в силу малого опыта и, возможно, недостатка способностей. Будущее покажет…

Книга как субстрат

Миром игры может быть реальная жизнь, мир книг. Описание мира книг, которые используются в играх, мы в основном приведем по статье Д. Володихина и Н. Мазовой «Фантастика в субкультуре ролевых игр» (Секунда после полуночи. — М.: Мануфактура, 2002. — С. 414-420.)

«Комплекс популярных среди ролевиков текстов включает в себя всего Толкиена, многие произведения Роджера Желязны, Анджея Сапковского, Майкла Муркока, Лоис Макмастер Буджолд. Из российских авторов наиболее популярны Стругацкие и Мария Семенова».

«Книга тем более ценна для игры, чем больше содержит ее текст бытовых, географических, магических, политических, социологических подробностей о мире — это облегчает жизнь людям, которые ставят игру».

Может состояться и игра, посвященная реконструированию того или иного реального исторического периода. Тогда — в зависимости от устремлений играющих («реконструкторы» предпочтут возможно более точную передачу «того времени», «ролевики» — красивую игру даже в ущерб исторической полноте) — в качестве «исходного материала» может оказаться и исторический роман, и монография.

«Преобладают игры, основанные на материале одной книги или нескольких книг одного автора, повествующих об одном мире. Например, большинство книг Буджолд описывают один мир — несколько планет, по которым когда-то расселилось человечество (Земля тоже существует). Планеты соединены сложной сетью П-В (пространственно-временных) тоннелей, позволяющих перемещаться между ними за малое время. Эти тоннели являются свойством Вселенной, их нельзя создать, но можно открыть. Между планетными цивилизациями имеют место политические, экономические, культурные, уголовные и прочие отношения и связи. Весьма высоко развита техника и наука, в том числе биология и медицина. В целом книги Буджолд представляют собой очень хорошее игровое поле.

Ролевое движение породило устойчивую литературную среду, изначально зависимую от классических фэнтези и фантастики, но нашедших собственные пути развития».

Издано немало книг в жанре фэнтези, написанных ролевиками под впечатлением конкретных игр. Например, романы Андрея Мартьянова, Андрея Льгова и Свержина. Однако все перечисленные издания — всего-навсего верхушка айсберга. В основании лежит колоссальная «внутренняя» литература — малотиражные фэнзины, тонкие сборнички и публикации в Интернете, десятки романов, сотни повестей, тысячи рассказов и несчитанное количество стихов.

Странное впечатление могут оставить у обычного читателя тексты, написанные «изнутри» этих миров. Среднему потребителю фантастики нелегко освоиться с проекцией на художественный текст личности такого автора, который время от времени запросто пожимает руку то светлым магам, то темным, то на драконах ездит, то сам превращается в какого-нибудь назгула, а потому представляет себе в деталях, как это — быть назгулом и что у назгула болит летом, и где у него чешется весной… Для участника ролевого движения такое вполне привычно.

Заканчивая свой анализ, Д. Володихин и Н. Мазова прогнозируют возможное расширение влияния ролевой субкультуры на литературный процесс и возможное формирование новых жанров фантастической литературы.

На игре

Мы же просыпаемся, чистим зубки, надеваем прикид и отправляемся на игру — благо, это в том же здании. Начинается представление императору членов Комиссии. Его величество благосклонно кивает. Члены Комиссии еще не знают, что у событий есть второе дно (как это обычно и бывает в жизни).

Дело вот в чем: экономики всех планет сильно связаны, и могучие межпланетные корпорации, осуществляющие, в частности, разработку и поставку космических кораблей, не могут позволить нарушения сложившихся экономических связей, стабильности валют и нормального функционирования П-В переходов. И то сказать — бюджет таких корпораций превосходит бюджет иных планет, а на их заводах и в их институтах работает заметная часть населения. Крушение системы торговли и хозяйствования лишит хлеба — или что они там у Буджолд едят — такое количество народа, что никакой войне не по силам. Поэтому председатель Комиссии имеет от международного (то есть межпланетного) капитала полномочия «все согласовать и подписать», тем более что Барраяр Комарру-то захватил, но, как сказал какой-то умный человек на той самой Земле, которая была прародиной всего космического человечества, «в войне проигрывают все». Поэтому барраярская экономика работает с таким напрягом, что политики делаются сговорчивее. А куда денешься? Заметим, что для игры избрана ситуация, отсутствующая в корпусе текстов, — у Буджолд этой Комиссии и этого приема нет. Но есть большинство участников (кроме членов Комиссии), есть события, которые были «до», и есть события, которые будут «после».

Пикантный момент в такой игре состоит в том, что развитие событий на игре подчиняется естественной жизненной логике, и не факт, что оно приведет к ситуации, сопрягаемой с книгами! (Отсюда различные ролевые истории о том, как: Кольцо снова — по разгильдяйству — утопили в Андуине; Кольцом завладел Радагаст и послал назгулов заниматься садоводством; Кольцо получил Саурон и…) Но в данном случае — сопряглось. Мастера говорят, что с играми по Буджолд так бывало и раньше. То есть можно сказать, что ее тексты хорошо показывают себя на «полигонных испытаниях».

А тем временем дипломаты обсуждают и согласовывают, дамы кокетничают, шпионы шпионят, все при деле. Заседают три подкомитета, обсуждения идут вполне профессионально, и понятно с чего — например, треть присутствующих знают, откуда берутся деньги.

За всеми событиями уследить невозможно — тем более что и свои роли надо отыгрывать. Мы знаем, что было и чаепитие у принцессы Карин, и концерт выпускниц, и благотворительный аукцион, бал, фуршет, изящные развлечения вроде фантов. И зрелищные официальные мероприятия: военный парад, фейерверк, пресс-конференция, прилюдные назначения на посты и награждения орденами и т.п. И дела дипломатического и официального характера: аудиенция у императора, прием иностранной делегации, брифинги у членов кабинета министров — все, что завершится принятием и оглашением решения по важным вопросам политики и экономики.

«Министр Запада» (должность) жалуется, что не привез с собой кофе, а без него он не может утром выполнять свои министерские обязанности. Один из авторов этой статьи приглашает его нанести визит с утреца за кофе, тот на следующее утро забегает, получает алкаемое, а на первом же после завтрака действии спецслужба доводит до всеобщего сведения, что министр арестован и ведется следствие.

…И тут мы чувствуем, что грань между игрой и реальностью начинает размываться. Мы одновременно знаем, что должны сделать, но ощущаем некоторую нерешительность, а попросту страшно, уж очень величественно выглядит император. Но как же будет стыдно, если… (далее фонограмма).

- Прошу прощения. Император, Вы позволите к Вам обратиться? (Вокруг меня становится пустовато.)

- Я скромный ученый, я не политик и не дипломат. Я имел честь угощать Вашего министра кофе. Я надеюсь, что контакты с инопланетниками на Барраяре в ЭТУ ЭПОХУ не являются причиной… для неприятностей по службе (длинная пауза, император молчит). Могу ли я просить Вас ответить мне?

- Нечестные люди есть повсюду и каждый должен нести ответственность за совершенное им, — величественно произносит император.

- Ваше величество! Разумеется, они есть всюду и, разумеется, должны нести… но не хотелось бы, чтобы неразумные действия послужили причиной неприятностей у Вашего министра. Простите, если я нарушил этикет (умеренно кланяюсь — я все-таки член Комиссии, посланец планеты Бета, а не подданный Императора — и отхожу). Кругом бал, а я думаю — собственно, его ответ даже не очень важен, — важно то, что все это было произнесено вслух, и беднягу теперь скорее всего хотя бы не уроют втихаря. А открытое разбирательство всегда менее опасно — даже на этом полудиком Барраяре.

Не обходится дело и без странных происшествий: в зале для приемов обнаруживается некий мигающий пакет. Служба безопасности (в лице некоего низшего чина) внимательно осматривает пакет и идет звать свое начальство. Начальство приходит, не менее внимательно осматривает пакет, идет к Императору (который одновременно был и игровым мастером). Возвращается, говорит, что все в порядке, и уходит по своим делам. (Позже пакет таки оказывается муляжом бомбы — по игре. Террорист рассчитывал, что бомба настоящая, но доблестные спецслужбы оказались на высоте…)

Наблюдается и личная жизнь (игровая). Как явная — вот, скажем, помолвка выпускницы Института благородных девиц с героем Комарры, — так и скрытая. Интересно, почему вот тот инопланетник так старательно избегает вон ту барраярку?… Это выяснится только в последний момент, на «разборе полетов». Оказывается, инопланетник — на самом деле, «барраярский агент в стане врага», много лет назад отправившийся тайным агентом на другую планету и оставивший здесь свою жену… Ее (к моменту игры успевшую выйти замуж за другого) и избегал…

Была и презентация «рок-оперы» — уже не совсем по игре, хотя… принц Зерг опоздал на игру именно из-за того, что «досводил треки», в результате какового опоздания некоторое количество интриг переменилось… Народ был так впечатлен, что ничего не сказал, когда принц плюхнулся на трон (в результате чего Императору пришлось устроиться на обычном стуле)…

Была и ярмарка, главным «хитом» которой была часть того самого муляжа бомбы…

Наконец, договора подписаны, завтраки, обеды и ужины съедены, и те, кто хотел общаться не по игре, наобщались (у нас либерализм — не мешаете игре, ну и общайтесь), танцы станцованы, песни выслушаны, мастера провели разбор полетов, рюкзаки уложены…

Мы едем автобусом на станцию, кто-то из сотрудников спецслужб достает шоколадку, со смешками раздает участникам, протягивает мне с репликой «держите, профессор». Не составляет ли существенную часть удовольствия от игры игра в смешение игрового общения и внеигрового? Этим «конечно интересным» вопросом мы заканчиваем статью. На следующей игре мы поищем ответ на него. Не по игре, а в реале, а пока…

После бала

А пока мы расскажем, что может происходить после игры. Бывает жаль расставаться с тем миром, которым жили в течение довольно долгого времени (сама игра длится от нескольких часов до нескольких дней, но подготовка к ней может занимать и полгода). Эти чувства толкают на продолжение игры.

В нашем случае такое продолжение имело место, и даже не одно. Был бал — полноценная, но короткая ролевая игра (со своими событиями, скрытыми и явными мотивами поступков). Были вечеринки — где преобладало общение, а не отыгрыш ролей. Был «поход по местам боевой славы дендарийских партизан» — по некоторым местам Подмосковья.

Возможен также переход «полевой» игры в «словеску» (или в «словеску по переписке»). И это было — рассылка, созданная изначально для информирования потенциальных игроков о новостях, связанных с подготовкой игры, после игры стала «многослойной». То там обсуждают чей-то брак (по игре) и вскрывшиеся при этом «последствия» — беседуют между собой явно персонажи (и мы наблюдаем словеску, а если хотим, то и участвуем). То обсуждается сама игра: кто лучше всех отыграл фор-леди? А вот такой момент помните? А такой? (Как министр политвоспитания стоял на вершине маленькой снежной горки, внизу которой убирают снег, и кричал: «Под меня копают, господа, под меня копают!»)

Игра взаимодействует и с текстом: она не только порождена им, не только его порождает, но и оказывает влияние на восприятие некоторых событий или персонажей. Как было сказано в одном письме, «при следующем прочтении книг ЛМБ у меня будет четкая привязка Форталы и Гришнова к соответствующим игрокам».

И конечно, смеховая культура, которая, по одной из теорий, и породила игру. После игр появляется множество анекдотов — оригинальных или переделанных, причем некоторые анекдоты показывают глубокое вживание в «отыгранный» мир. В заключение приведем фрагмент одного письма, в котором автор перечисляет, что у него на игре…

Было задумано и получилось:

- серенада под окном (пусть не очень хорошая, но зато очень громкая);

- устроить дуэль с зеркалом (причем это была именно дуэль, присутствовавшие меня на полном серьезе отговаривали, были все атрибуты дуэли, остановил ее только Зерг);

- познакомиться с большим количеством очень хороших людей (от чего сейчас мне очень плохо — я слишком сильно хочу обратно);

- в одной беседе несколько раз вовремя спохватиться и более-менее вовремя произнести: «но я в этом ничего не понимаю, я просто боевой офицер»;

- поорать в хорошей компании патриотические песни;

- порассуждать о чести и долге

с инопланетниками, даже с военными (прикольно, слово «военными» я сначала написал с «Ф»). Единственное, что жаль, что разошлись во мнениях;

- выпендриваться так, чтобы это нравилось не только мне;

- просохатить по пьяни медаль за Комарру;

- громко и с пафосом сказать: «Я — Фор» (или, я уже не помню, «Я — Офицер») в вечер пятницы, когда мне предложили довести меня до номера, и дойти самому и сравнительно ровно;

- написать этот текст;

- полюбить этот фестиваль.

Прониклись? А теперь учтите, что мы привели меньше половины этого списка. А ниже автор письма дал еще список «Что было не задумано, но удалось» и «Что было задумано, но не удалось». Последний — самый маленький. А списка «Не задумано и не удалось» почему-то он не привел.

Так и живут игроки — во время и после игры. И после того как они потратили полгода на ее подготовку.

Леонид Ашкинази, Алла Кузнецова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005