Методические материалы, статьи

Практические работы на местности.

Практические работы на местности — важнейшая форма организации учебно-воспитательного процесса в деле экологического образования. Значительная часть этих работ может быть выполнена при проведении географических экскурсий, во время которых организуются наблюдения за характером воздействия человека на природу.

При подготовке к экскурсии по изучению озера или реки своей местности целесообразно поставить вопросы:

1. Для каких целей используется вода реки или озера?

2. Чем загрязняется вода в водоемах? Откуда поступают загрязняющие вещества?

3. Какие мероприятия необходимо выполнить для предотвращения загрязнения воды и сохранения ее качества в нормальном состоянии?

Во время подготовки экскурсии на водохранилище необходимо поставить перед учащимися вопросы:

  • какие положительные последствия произошли в хозяйстве и окружающей природе? (Получение электроэнергии, улучшение водоснабжения и другие);
  • какие отрицательные последствия имеет создание водохранилища для природы? (Подтопление земель в береговой зоне, заболачивание, обрушение берегов, заиление и др.).

При изучении форм рельефа обращается внимание на изменения, связанные с хозяйственной деятельностью человека (смыв почв, образование и рост оврагов). Особенно важно обращать внимание учащихся на способы борьбы с эрозией почв и оврагами. Для этой цели необходимо поставить вопросы:

  • как влияет распашка земли вдоль склона и поперек его на сохранение растительности?
  • как влияет характер растительности на эрозию почв и развитие овражной сети?

Во время экскурсии на промышленные предприятия обращается внимание на влияние производства на окружающую природную среду, рациональное использование природных ресурсов, ресурсосберегающие технологии и работу очистных сооружений.

Перед учащимися ставятся вопросы о том, как решаются задачи охраны воспроизводства природных ресурсов в частности при производстве черных и цветных металлов, производстве продукции химической промышленности, об использовании отходов производства, добыче и использовании полезных ископаемых и другие.

Последнее время для экологического образования и воспитания успешно используется экологическая тропа. Это специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут, на котором проводятся географические и геоэкологические наблюдения и природоохранительная деятельность детей. Экологические тропы создаются в различных природных комплексах в лесу, в лесопарке, в городском парке и природных зонах отдыха. Экскурсионный маршрут должен соответствовать определенным географическим и экологическим требованиям.

1. Доступность и безопасность маршрута.

2. Благоприятность в раскрытии местных физико-географических особенностей для установления взаимосвязанного развития природных комплексов.

3. Создание маршрута должно обеспечить сохранение природной среды.

Характер пейзажей по маршруту должен способствовать формированию эстетических и нравственных качеств личности.

4. Возможность использования маршрута для изучения и обоснования правил поведения человека в природе, закрепление умений и навыков их выполнения.

Особенно важно знать правила пожарной безопасности и научить правильно пользоваться огнем в лесу. Ознакомить с нормами сбора грибов, ягод, лекарственных трав и цветов и правилами рыболовства.

Большое значение имеет эколого-краеведческое изучение школьниками своего города и родного края. В конце учебного года в последние годы проводится неделя общественно-полезного труда в парках, на пришкольных участках и других местах. В ряде случаев эта неделя посвящается очистке территорий от мусора и уходу за культурными растениями (перекопка почвы, окучивание, прополка и др.). Во время недели общественно-полезного труда необходимо распределять очищаемую территорию на участки и закреплять их за отдельными классами и группами учащихся. Результаты работы целесообразно показать в виде ведомости.

Ареалы различных загрязняющих веществ необходимо нанести на схематическую экологическую карту или план. Целесообразно во время недели общественно-полезного труда выполнять практические работы на местности (описание и анализ природного комплекса, водоема и другие экологические вопросы).

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Виза в США, оформление визы в Америку Виза как правило выдается сроком на 1 год с правом несколько раз въезжать в США в течение года, т.е. мульти виза. Бизнес-виза в США. Для поездки на переговоры с американской фирмой, или на международную выставку, конференцию, семинар, проходящие в США.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005