Практические занятия в вузе. Их связь с лекционным курсом. Часть 1.
Практические занятия в высшей школе проводятся для того, чтобы повторить, закрепить в сознании студентов информацию, полученную ими на лекциях, и выработать соответствующие умения.
При этом соотношение лекций и практических занятий зависит главным образом от двух условий: практической значимости полученных знаний и количества часов, отведенных учебным планом на лекционный курс и практикум «по его следам». Если на практические занятия отведено значительно больше часов, чем на лекции, то информация одной лекции может закрепляться на нескольких практических занятиях. В то же время нужно учесть, что есть лекции, на которых студенты получают сугубо «теоретические» сведения. Например, о различных взглядах лингвистов на системные и нормативные явления русского языка. В таких случаях содержанию нескольких лекций может соответствовать одно практическое занятие.
Но в конечном итоге решение о временной соотнесенности лекций и практических занятий в каждом конкретном случае — компетенция самих преподавателей современного русского языка и других лингвистических дисциплин. И здесь допустимы разные решения, которые определяются лингвистическими и методическими воззрениями преподавателя.
Организация и технология практических занятий по современному русскому языку. Повторение, закрепление и углубление полученных на лекциях знаний осуществляется тремя методами: объяснительным (преподаватель дополняет и поясняет информацию лекционного курса), репродуктивным (студенты воспроизводят, иногда вариативно, и иллюстрируют лекционную информацию) и проблемным, или эвристическим (студенты отвечают на проблемные вопросы, решают проблемные задачи).
К выбору одного из методов нужно подходить прежде всего в зависимости от содержания теоретического материала, степени его сложности и уровня подготовки студентов к практическому занятию.
Если, к примеру, известное студентам по лекциям необходимо дополнить информацией, предполагающей поиск, то уместны соответствующие проблемные вопросы и задачи.
Так, на занятиях по теме «Суффиксальный способ образования существительных» могут быть такие поисковые задания:
- Почему, по вашему мнению, при образовании названий людей по месту жительства большое распространение получили такие громоздкие и не очень благозвучные суффиксы, как -анин, -янин, -чанин (калужанин, пражанин, киевлянин, лъвовянин, ростовчанин, крымчанин и пр.) ?
- Почему с такими суффиксами нельзя образовывать названия жителей от таких топонимов, как Петербург, Оренбург, Шлиссельбург ?
В зависимости от условий проведения практических занятий и характера содержательного материала по теме лекций решается вопрос и о целесообразности и значимости теоретической части занятия. Чем этот материал сложнее и чем он в то же время имеет большее значение для формирования соответствующих умений, тем больше времени уделяется его повторению, углублению и разъяснению на практических занятиях.
Вторая — «практическая» — часть характеризуемых занятий посвящена заданиям по формированию мыслительно-речевых умений студентов.
Методов по формированию таких умений, как уже говорилось, четыре: имитативный, оперативный, аналитический и коммуникативный.
Речевые действия в подражание образцу требуют от учащихся минимальной мыслительной и речевой активности. Поэтому такие приемы в наименьшей мере соответствуют условиям высшей школы.
Так, прием письменной имитации (спишите текст) здесь полностью исключается даже с элементами оперативного метода (... и расставьте недостающие знаки препинания). Спорадическое списывание на практических занятиях по русскому языку допустимо лишь как иллюстрации к системным и нормативным особенностям языка, когда нет возможности представить эти иллюстрации для всеобщего зрительного восприятия.