Методические материалы, статьи

Приемы работы с географическими картами. Часть 3.

Методика обучения чтению карты вначале состоит в том, что учитель пользуется правилом — не сообщать ученикам то, что они сами могут увидеть и вычитать по карте. Затем необходимо научить последовательности описания страны или объекта: географическое положение, рельеф, геологическое строение и т.д.

Весьма увлекательным для учащихся является прием-путешествие по карте. Более активный прием — развивающий самостоятельное мышление — составление таблиц с характеристиками изучаемого объекта на основе чтения карты, например, при изучении города.

Еще более эффективным приемом является работа по карте и плану, по которому следует читать карту и давать характеристику географических объектов. Учитель вырабатывает вместе с учащимися вопросы, на которые надо дать ответ по карте, например, для характеристики морей в VII классе:

  • Название и положение на карте.
  • Связь с океаном.
  • Наличие островов и полуостровов, заливов и т.д.
  • Реки, впадающие в море, характеристика береговой линии.
  • Ледовая обстановка, наличие течений и т.д.

Особые трудности представляет чтение специальных карт. В старших классах успешно применяется «наложение» карт. Здесь путем сопоставления данных двух или нескольких разных по содержанию карт дается заключение об особенностях изучаемой территории.

Самостоятельные практические работы учеников с картами — важнейшее средство обучения чтению карт.

Значительные трудности имеются при работе с тематическими картами. Способы картографического изображения многообразны.

Цвет или штриховка (способ качественного фона), показывающий качественные различия. Это геологические, почвенные, климатические и другие карты.

Карты ареалов (способ ареалов) распространения различных явлений, например граница распространения сплошного оледенения, какого-либо животного или растения.

Карты изолиний (способ изолиний) характеризуют какое-либо явление, например карты изотерм, изобат, горизонтали.

Карты линий движения — стрелками показывают направление движения каких-либо объектов — направления ветра, вод, течений, грузопотоков и т.д.

Значковые карты, на которых фигурами разного вида и размера изображается локализованное размещение объектов. Например, карты месторождений полезных ископаемых.

Картодиаграммы, на которых изображаются масштабными фигурами показатели размеров явлений. В отличие от значковой карты картодиаграмма не показывает отдельного объекта, а характеризует величину ряда объектов в пределах какого-либо региона. Например, картосхема размещений гидроэнергетических ресурсов по экономическим районам России в учебнике географии для IX класса.

Картограммы. Путем разной интенсивности штриховки или раскраски территории показываются различия в степени выраженности явления. Например, карты плотности населения и карты распределения осадков. Естественно, что вопросы могут быть на качественную оценку: больше, меньше.

На картах часто совмещаются различные способы отображения географических явлений. Цветовой фон и изолинии — на физических картах, значки и ареалы часто отражаются на экономико-географических картах в курсе IX класса.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное