Приемы работы с познавательной книгой. Часть 1.
Определение темы и основной мысли текста.
В начальной школе принято давать следующие определения: тема — это то, о чем говорится в тексте, основная мысль — то, что именно сказано; то главное, ради чего рассматривалась тема; вывод, к которому автор приводит читателя. Формировать умения определять тему и основную мысль целесообразно одновременно в процессе сопоставления произведений на одну тему, но не совпадающих по основной мысли, и произведений, раскрывающих одну мысль на разном материале. Например, сказки В. Бианки «Чей нос лучше?» и «Хвосты» написаны на разные темы, но выражают общую основную мысль: все в природе целесообразно, внешний вид каждого животного обусловлен условиями его жизни. Рассказы Н. Надеждиной «Весеннее расписание» и В. Бианки «Великое переселение птиц на родину» раскрывают одну тему: возвращение перелетных птиц в родные края, — но основная мысль в каждом произведении своя, что подчеркнуто заголовком. В рассказе Н. Надеждиной главное — сообщить о строгой последовательности в «расписании» возвращения птиц. У В. Бианки эта мысль тоже есть, но основное — описание трудности пути, препятствий, которые должны преодолеть птицы даже ценой жизни. Поэтому писатель называет этот путь великим. Приведем вопросы для беседы.
- Вы прочитали рассказ Н. Надеждиной. О чем в нем говорится? Тема рассказа — прилет птиц. О перелетных птицах писала только Н. Надеждина? Знаете ли вы другие рассказы на эту же тему? Чем похожи рассказы Н. Надеждиной и В. Бианки? А чем они различаются? Что вы узнали о возвращении птиц на родину из рассказа Н. Надеждиной? А что из рассказа В. Бианки? Основная мысль в каждом из рассказов своя, сформулируйте ее. Сравните свою формулировку с авторским названием. Название чаще всего отражает тему или основную мысль произведения. Подумайте, что отразили названия данных рассказов?
Выделение известной и новой информации.
Работа с познавательным текстом, направленная на выявление информации, проходит более эффективно, если сопровождается различными пометками в тексте. Чтению с карандашом тоже нужно учить. Сначала обсуждаем, зачем нужны карандашные пометки в тексте, что именно нужно выделить, как это лучше сделать (подчеркнуть, отметить галочкой или другим знаком на полях и т.д.). Можно сравнить текст с пометками и без них, сопоставить, по какому варианту текста легче запомнить и воспроизвести информацию.
Для отделения новой информации от уже известной целесообразно во вступительной беседе перед чтением произведения выяснить, что дети знают о предмете описания, и дать задание отмечать в тексте все новые для них сведения. Можно составить таблицу с соответствующими графами: что я об этом знаю; что нового я узнал. При чтении нескольких произведений на одну тему материал из второй графы постепенно перемещается в первую, и дети наглядно убеждаются, как растет их кругозор. Закончить урок можно новыми вопросами: о чем еще хотелось бы узнать, как и где искать ответы на возникшие вопросы?
Постановка познавательных вопросов к тексту.
Задать вопрос часто бывает сложнее, чем ответить на него, ведь чтобы сформулировать вопрос, надо выделить познавательный материал в тексте, понять смысл этой информации и найти точную формулировку вопроса. Еще сложнее сформулировать вопрос, выделив в нем природные, моральные, исторические закономерности, но именно это умение — умение видеть проблему и задаваться вопросами — двигатель прогресса.
См. также:
Как выбрать кухонную мебель в интернет-магазине
Язык программирования Python и его преимущества
Праздничное сияние вашего дома
Онлайн-школа «Тетрика»: услуги репетиторов и обучение грамоте, изучаем мягкий знак и букву «Ж»