Методические материалы, статьи

Приемы работы с познавательной книгой. Часть 2.

Обучение детей постановке вопросов к тексту целесообразно начать с сопоставительного анализа вопросов разных типов и ответов на каждый вопрос. Вопросы надо выписать на доску, чтобы они были перед глазами ребенка. Так, например, предложим детям прочитать вопросы к рассказу М. Пришвина «Золотой луг»:

1) какие цветы росли на лугу?

2) какого цвета луг был утром, а какого — вечером?

3) почему луг менял свой цвет?

4) зачем одуванчик закрывает на ночь свои лепестки?

Обсудим, на какой из этих вопросов ответить проще всего.

Первый вопрос самый легкий — ответ на него очевиден, требует только знания фактического содержания текста. Второй вопрос несколько сложнее, чтобы ответить, надо соотнести сведения, содержащиеся в тексте. Третий вопрос еще сложнее — надо не просто воспроизвести содержание, а понять причину явления, которое наблюдал автор, и объяснить ее своими словами. Самый трудный — четвертый вопрос, поскольку ответа на него в тексте нет. Чтобы найти ответ, надо размышлять, использовать дополнительные сведения. Выясним, какие из вопросов позволили уточнить известные факты, а какие расширили наши знания. Дадим название этим группам вопросов: вопросы на фактическое содержание и познавательные вопросы. Обратим внимание детей на то, что познавательные вопросы обычно направлены на выяснение причин, установление связей, поэтому они часто начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем», «для чего». Предложим потренироваться в постановке познавательных вопросов на материале нового произведения.

Конечно, одного урока для формирования столь сложного умения недостаточно. На последующих занятиях необходимо фиксировать внимание детей на форме вопросов, хвалить за удачно поставленный вопрос, систематически включать задания на постановку вопросов в учебную деятельность по всем предметам.

Составление плана текста.

Прием составления плана познавательного текста преследует цель структурирования информации, поэтому принцип деления текста на части связан не с выделением элементов сюжета или выявлением динамики эмоций, как при изучении художественного произведения, а с определением логики развития мысли. Текст делится на логически законченные части, в каждой из которых выделяется главная мысль. План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат.

При работе с научно-художественными произведениями возможно составление двух планов одного текста. В первом случае план отразит развитие событий, во втором — наличие познавательной информации.

Литературные игры как прием работы с познавательной книгой.

Возрастным особенностям младших школьников полностью соответствует использование игровых ситуаций, что создает условия для естественного общения на уроке. Игровая ситуация побуждает учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебных целях. Каждая игра, используемая на занятиях, должна удовлетворять определенным требованиям.

Н. М. Дружинина предложила интересные игровые приемы работы, стимулирующие самостоятельное чтение детских познавательных книг.

«Познавательный бой» — дети составляют дома познавательные вопросы по материалам прочитанных книг. «Бой» устраивается на уроке между командами. Важно не только ответить на вопрос, но и сказать, из какой книги были получены эти знания.

« Слушай лучше» — учитель читает познавательное произведение, дав детям установку на выделение и запоминание познавательного материала. После чтения команды делятся своими наблюдениями.

«Анкета» — заполнение анкеты на животное — героя познавательного произведения: для чего надо знать место его распространения, кто его враги, с кем он живет в мире, чем питается, как приспосабливается к окружающим условиям и т.д.

«У кого спросим?» — учитель задает вопрос, а школьники решают, у кого из авторов научно-познавательных книг можно об этом узнать. Этот игровой прием можно совместить с книжной выставкой, тогда ответ может быть получен прямо на уроке.

Названные приемы актуализируют читательский кругозор ребенка, позволяют детям делиться читательскими впечатлениями и знаниями, полученными из познавательных книг. Играя, дети учатся формулировать познавательные вопросы, что развивает их любознательность, пытливость, интерес к взаимосвязям, причинам и следствиям явлений.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Благодаря разнообразию растений, которые могут попасть в состав рапе, существует.. Каждое племя имеет свой рецепт рапе, состав которого держится в строжайшем секрете. Племена Амазонии используют рапе во всех сферах жизни: для снятия напряжения, стресса, успокоения ума. После применения мысли замедляются, появляется спокойствие и расслабление.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005