Примерные схемы уроков русского языка и чтения. Часть 1.
Урок изучения нового материала.
Цель: формирование учебных умений по построению нового понятия (выведению правила), оформлению нового знания.
1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке).
Учитель организует проблемную ситуацию (загадка, сюжетный рассказ с затруднением и т.п.), в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков, формулируется проблема и ставится цель на урок.
2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений).
На материале домашних упражнений актуализируются знания по теме урока. Задание необходимо видоизменять, чтобы проверить не только выполнение, но и осмысленность выполненного задания.
3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию).
В беседе из темы урока ученики под руководством учителя уточняют цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливают (проговаривают вслух) уже известные понятия
4. Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия (или правила).
Читается текст или другой дидактический материал, желательно его подобрать в том литературном произведении, которое изучается на уроке литературного чтения;
выделяются словоформы, которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила; графически оформляются признаки изучаемого понятия;
сравниваются признаки и определяются, какие из них существенные для изучаемой темы (категории, понятия или правила).
5. Обобщение структурных и семантических признаков понятия / правила (цель: научить обобщать, делать выводы).
Формулируется вывод из наблюдений; читается определение понятия (или правила) в учебнике;
сравниваются, анализируются и уточняются полученное и книжное определения (их формулировка).
6. Применение понятия/правила на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила).
Выполняются упражнения на выявление словоформ по определенным существенным признакам (сначала устно, затем письменно); параллельно с выявлением графически оформляются единицы-носители этого признака; фиксируются существенные признаки, и выводится обобщающая схема; выводится схема действий — алгоритм по применению понятия или правила
7. Итог урока (цель: сформулировать новое знание: ЧТО — лингвистическое содержание — и КАК — способ действий)
Восстанавливаются действия по определению существенных признаков понятия/правила (рефлексия хода урока); оформляется полученное знание:
- формулируется понятие/правило,
- выводится алгоритм действий, т.е. языковой анализ конкретной единицы (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, т.е. «рождается» языковой разбор изучаемой единицы). Оценка выставляется самостоятельно учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке.
6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений).
Учитель спрашивает, какие умения будут тренировать дети дома. Предлагается упражнение на закрепление полученных на уроке умений находить и определять изученные языковые единицы или категории. Дети должны сами назвать умения, которые им понадобятся при выполнении задания.
Урок закрепления нового материала.
Цель: тренировать алгоритм учебных действий с новым понятием.
1. Оргмомент (цель: мотивация к учебным действиям).
Организация проблемной ситуации для определения цели данного урока, в которой кратко восстанавливается ход предыдущего урока.
2. Подготовка к применению понятия/правила (цель: проверить степень усвоения нового материала).
Беседа по домашнему заданию: видоизмененная проверка того, что было сделано (выборочное письменное задание по карточкам для учеников с различной степенью усвоения).
3. Включение нового понятия в систему ранее изученных (цель: определить роль и значение понятия в системе языковых единиц).
Работа с упражнением: самостоятельное выявление словоформ-носителей нового понятия на новом тексте. Ученики схематизируют, сравнивают структурные и семантические признаки понятия с признаками уже изученных понятий, выясняют его роль в речи.
4. Анализ текста (цель: выяснить функцию понятия/ правила в устной и письменной речи).
Самостоятельное применение алгоритма действия (грамматического разбора). Допускается частичное руководство учителем. Уточняются существенные признаки изучаемого понятия/правила для углубления понимания текста.
5. Итог урока (цель: закрепить алгоритм языкового разбора).
Формулируется роль понятия в организации текста. Закрепляются умения языкового разбора, выводится его алгоритм, и дается название (термин). Оценка выставляется как учителем, так и учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке.
6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений).
Предлагается упражнение на конструирование собственного текста с употреблением изученных языковых единиц. Ученики формулируют задачу: «При выполнении упражнения я буду тренировать умения делать ... (называет вид разбора) разбор, находить ... (называет понятие, которое закреплялось на уроке), определять его роль в этом тексте».
См. также:
Как выбрать кухонную мебель в интернет-магазине
Язык программирования Python и его преимущества
Праздничное сияние вашего дома
Онлайн-школа «Тетрика»: услуги репетиторов и обучение грамоте, изучаем мягкий знак и букву «Ж»