Методические материалы, статьи

Примерные схемы уроков русского языка и чтения. Часть 1.

Урок изучения нового материала.

Цель: формирование учебных умений по построению нового понятия (выведению правила), оформлению нового знания.

1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке).

Учитель организует проблемную ситуацию (загадка, сюжетный рассказ с затруднением и т.п.), в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков, формулируется проблема и ставится цель на урок.

2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений).

На материале домашних упражнений актуализируются знания по теме урока. Задание необходимо видоизменять, чтобы проверить не только выполнение, но и осмысленность выполненного задания.

3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию).

В беседе из темы урока ученики под руководством учителя уточняют цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливают (проговаривают вслух) уже известные понятия

4. Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия (или правила).

Читается текст или другой дидактический материал, желательно его подобрать в том литературном произведении, которое изучается на уроке литературного чтения;

выделяются словоформы, которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила; графически оформляются признаки изучаемого понятия;

сравниваются признаки и определяются, какие из них существенные для изучаемой темы (категории, понятия или правила).

5. Обобщение структурных и семантических признаков понятия / правила (цель: научить обобщать, делать выводы).

Формулируется вывод из наблюдений; читается определение понятия (или правила) в учебнике;

сравниваются, анализируются и уточняются полученное и книжное определения (их формулировка).

6. Применение понятия/правила на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила).

Выполняются упражнения на выявление словоформ по определенным существенным признакам (сначала устно, затем письменно); параллельно с выявлением графически оформляются единицы-носители этого признака; фиксируются существенные признаки, и выводится обобщающая схема; выводится схема действий — алгоритм по применению понятия или правила

7. Итог урока (цель: сформулировать новое знание: ЧТО — лингвистическое содержание — и КАК — способ действий)

Восстанавливаются действия по определению существенных признаков понятия/правила (рефлексия хода урока); оформляется полученное знание:

  • формулируется понятие/правило,
  • выводится алгоритм действий, т.е. языковой анализ конкретной единицы (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, т.е. «рождается» языковой разбор изучаемой единицы). Оценка выставляется самостоятельно учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке.

6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений).

Учитель спрашивает, какие умения будут тренировать дети дома. Предлагается упражнение на закрепление полученных на уроке умений находить и определять изученные языковые единицы или категории. Дети должны сами назвать умения, которые им понадобятся при выполнении задания.

Урок закрепления нового материала.

Цель: тренировать алгоритм учебных действий с новым понятием.

1. Оргмомент (цель: мотивация к учебным действиям).

Организация проблемной ситуации для определения цели данного урока, в которой кратко восстанавливается ход предыдущего урока.

2. Подготовка к применению понятия/правила (цель: проверить степень усвоения нового материала).

Беседа по домашнему заданию: видоизмененная проверка того, что было сделано (выборочное письменное задание по карточкам для учеников с различной степенью усвоения).

3. Включение нового понятия в систему ранее изученных (цель: определить роль и значение понятия в системе языковых единиц).

Работа с упражнением: самостоятельное выявление словоформ-носителей нового понятия на новом тексте. Ученики схематизируют, сравнивают структурные и семантические признаки понятия с признаками уже изученных понятий, выясняют его роль в речи.

4. Анализ текста (цель: выяснить функцию понятия/ правила в устной и письменной речи).

Самостоятельное применение алгоритма действия (грамматического разбора). Допускается частичное руководство учителем. Уточняются существенные признаки изучаемого понятия/правила для углубления понимания текста.

5. Итог урока (цель: закрепить алгоритм языкового разбора).

Формулируется роль понятия в организации текста. Закрепляются умения языкового разбора, выводится его алгоритм, и дается название (термин). Оценка выставляется как учителем, так и учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке.

6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений).

Предлагается упражнение на конструирование собственного текста с употреблением изученных языковых единиц. Ученики формулируют задачу: «При выполнении упражнения я буду тренировать умения делать ... (называет вид разбора) разбор, находить ... (называет понятие, которое закреплялось на уроке), определять его роль в этом тексте».

Е. Антонова



См. также:
Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Относительно высокая стоимость изготовления печати по этой методике вполне.. Потребность вовремя сделать печать затрагивает любую компанию, учреждение или организацию: только благодаря ней официальные документы смогут приобрести юридическую силу. Если вам необходимо изготовление печати предприятия, специалисты компании «Копирычъ» сделают ее очень быстро, дешево, на высоком профессиональном уровне. Мы предлагаем своим клиентам:

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005