Принципы русской орфографии. Часть 1.
Научить писать грамотно на родном языке — первостепенная задача общеобразовательной школы. Орфографический навык формируется, по убедительным данным физиологов и психологов, в течение не менее десяти лет. Долгие годы своего существования и начальная и средняя школа была ориентирована на орфографическую грамотность ученика как на самую главную ценность предмета «Русский язык». Поэтому сегодня это самый разработанный раздел методической науки: методике орфографии и пунктуации посвящены многочисленные диссертации, методические рекомендации и учебные пособия — от дидактических материалов до игровых упражнений. Одновременно следует признать, что обучение орфографии — это и самый трудно осваиваемый раздел, не поддающийся прогнозируемым результатам: с каждым годом выпускники средней школы показывают все более низкие баллы по итоговым диктантам. Ученые-методисты, исследовавшие данную проблему, выяснили, что успех освоения правописания во многом зависит от того, как формируются орфографические умения в начальных классах.
Мы уже говорили, что возраст младшего школьника (6-10 лет) самый сензитивный, т.е. имеющий максимальный потенциал для обучения и развития, воспитания и формирования важных жизненных навыков. Поэтому именно в начальной школе закладываются основы орфографического и пунктуационного навыка и от успешности освоения элементарных правил зависит дальнейшее успешное освоение школьником русского (родного) языка.
Орфография (от греч. orthos — правильный и grapho — пишу) и пунктуация (от лат. punctum — точка) — это раздел науки русистики, в котором зафиксирована совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме. Подразделы орфографии — это большие группы правил, связанные с различными видами трудностей в переводе слов из устной речи в письменную.
В русской орфографии выделяются следующие подразделы:
- правописание значимых частей слова (морфем) — корней, приставок, суффиксов, окончаний;
- слитное, раздельное или дефисное написание;
- употребление строчных и прописных букв;
- правила переноса слов;
- графические сокращения слов.
В русской пунктуации знаки препинания имеют две функции:
- разделительную (одиночные знаки): точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, многоточие;
- выделительную (парные знаки): запятые, тире, скобки, кавычки.
В I-IV классах учащиеся знакомятся со знаками препинания практически, т. е. с такими условиями постановки, как точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая между однородными членами, не соединенными и соединенными союзами а, и, но. В этот же период происходит пропедевтика изучения пунктуации в средней школе, поэтому обходить стороной другие знаки препинания нецелесообразно, тем более что при чтении текстов они играют важную роль в осмыслении его содержания.
Каждый подраздел орфографии характеризуется определенными принципами. Принцип — это своего рода механизм, который позволяет тому, кто хорошо понимает его устройство, правильно использовать его применительно к своей сфере деятельности. Если учитель понимает суть принципов русской графики, он сможет эффективно их использовать для формирования у детей орфографического навыка.
Принципы орфографии — это языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких правил.