Методические материалы, статьи

Принципы русской орфографии. Часть 1.

Научить писать грамотно на родном языке — первостепенная задача общеобразовательной школы. Орфографический навык формируется, по убедительным данным физиологов и психологов, в течение не менее десяти лет. Долгие годы своего существования и начальная и средняя школа была ориентирована на орфографическую грамотность ученика как на самую главную ценность предмета «Русский язык». Поэтому сегодня это самый разработанный раздел методической науки: методике орфографии и пунктуации посвящены многочисленные диссертации, методические рекомендации и учебные пособия — от дидактических материалов до игровых упражнений. Одновременно следует признать, что обучение орфографии — это и самый трудно осваиваемый раздел, не поддающийся прогнозируемым результатам: с каждым годом выпускники средней школы показывают все более низкие баллы по итоговым диктантам. Ученые-методисты, исследовавшие данную проблему, выяснили, что успех освоения правописания во многом зависит от того, как формируются орфографические умения в начальных классах.

Мы уже говорили, что возраст младшего школьника (6-10 лет) самый сензитивный, т.е. имеющий максимальный потенциал для обучения и развития, воспитания и формирования важных жизненных навыков. Поэтому именно в начальной школе закладываются основы орфографического и пунктуационного навыка и от успешности освоения элементарных правил зависит дальнейшее успешное освоение школьником русского (родного) языка.

Орфография (от греч. orthos — правильный и grapho — пишу) и пунктуация (от лат. punctum — точка) — это раздел науки русистики, в котором зафиксирована совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме. Подразделы орфографии — это большие группы правил, связанные с различными видами трудностей в переводе слов из устной речи в письменную.

В русской орфографии выделяются следующие подразделы:

  • правописание значимых частей слова (морфем) — корней, приставок, суффиксов, окончаний;
  • слитное, раздельное или дефисное написание;
  • употребление строчных и прописных букв;
  • правила переноса слов;
  • графические сокращения слов.

В русской пунктуации знаки препинания имеют две функции:

  • разделительную (одиночные знаки): точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, многоточие;
  • выделительную (парные знаки): запятые, тире, скобки, кавычки.

В I-IV классах учащиеся знакомятся со знаками препинания практически, т. е. с такими условиями постановки, как точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая между однородными членами, не соединенными и соединенными союзами а, и, но. В этот же период происходит пропедевтика изучения пунктуации в средней школе, поэтому обходить стороной другие знаки препинания нецелесообразно, тем более что при чтении текстов они играют важную роль в осмыслении его содержания.

Каждый подраздел орфографии характеризуется определенными принципами. Принцип — это своего рода механизм, который позволяет тому, кто хорошо понимает его устройство, правильно использовать его применительно к своей сфере деятельности. Если учитель понимает суть принципов русской графики, он сможет эффективно их использовать для формирования у детей орфографического навыка.

Принципы орфографии — это языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких правил.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Курс программирования Python Pro для детей от 14-17 лет от школы Алгоритмика.. • По выходным. Изучение программирования очень схоже с изучением иностранного языка. Чем раньше ребенок овладеет логикой построения конструкций, тем естественнее для него будут все процессы в этой среде.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005