Методические материалы, статьи

Проблема оценки обученности в условиях высшей школы.

Оценка обученности студента может быть выражена в различной форме. Наибольшее распространение в мировой учебной практике получили две ее разновидности: словесная характеристика и отметка (однословная или цифровая). Кроме того, все большей популярностью у нас и за рубежом пользуется рейтинговая оценка усвоения информации, разной по своей познавательной значимости, соответствующим количеством очков (количественных баллов).

В педагогической традиции отметку принято считать количественным показателем оценки. Но это бесспорно лишь в отношении числовых (или цифровых) показателей («5», «4» и пр.). Словесные наименования отметки («отлично», «хорошо» и др.) правомерно квалифицировать как и количественные и качественные показатели оценки, представленные в обобщенном виде. Но как соотносятся оценка и отметка?

Разведение этих понятий позволяет утверждать, что если в некоторых ситуациях можно отказаться от отметки, то какая-то словесная оценка и в таких случаях правомерна. Например, студент, поступивший на вечернее отделение пединститута после долгого перерыва в обучении, во второй письменной контрольной работе допустил хотя и много ошибок, но все же меньше, чем в первой. Справедливо поступит преподаватель, если не поставит ему вторую «двойку», а вместо этого скажет, что уровень грамотности у него повысился, но еще недостаточно для положительной оценки, сообщит, что ему нужно делать, чтобы «успехи» были бы более значительными.

И все же в большинстве случаев отметка (количественная оценка) необходима и в высшей школе. Она позволяет студенту осознать свои возможности в обучении и является действенным стимулом для него.

Численный показатель оценки, как известно, выражается в баллах. О том, что он является условным, говорит его история.

С помощью баллов в Европе начали оценивать степень обученности во второй половине XVIII века. В это время известностью пользовалась двенадцатибалльная система оценки немецкого педагога И. Базедова.

В России до 1918 года существовала шестибальная система оценки (от «0» до «5»). В 1918 году оценка «ноль» была упразднена. Все реже и реже использовалась, а сейчас практически вышла из употребления не только в вузе, но и в средней школе «единица». Фактически в средней школе установилась, а в высшей узаконена четырехбалльная вариативность оценки.

С 1935 года в советской средней школе была введена словесная пятибалльная система, которую в 1944 году опять заменили цифровой.

В современных российских вузах сохраняются как числовые (цифровые), так и словесные наименования отметки: «отлично» («5»), «хорошо» («4»), «удовлетворительно» («3») и «неудовлетворительно» («2»).

Однако такая практика не удовлетворяет ученых-педагогов, методистов и преподавателей своей неизбежной «приблизительностью» и уравниванием заметно различающихся уровней обученности в рамках одной оценки.

Поэтому в Российской академии образования и в педагогических вузах делаются попытки расширить эту систему оценок до десятибалльной и больше.

В то же время при составлении норм оценки стало очевидным, что расширения «балльности» для объективного подхода к оценке явно недостаточно. Дело в том, что непросто найти общепризнанные объективные критерии количественной оценки.

Несколько легче это сделать при оценке письменных работ учащихся, где показателем усвоения материала служит соотношение правильных написаний и допущенных ошибок. Но и в этом случае преодолеть трудности в какой-то мере можно тогда, когда разноплановые типы ошибок приводятся к «общему знаменателю».

Этого не учли авторы школьных «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» (М., 1986). Там не всегда безупречна логика критериев оценки, отражающих отдельные нормы ее для каждого типа ошибок. Например, для определения степени грамотности учащихся в их изложениях и сочинениях сказано, что для отметки «4» допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Столешница — важнейшая часть кухонного гарнитура Столешница для кухни. Столешница — важнейшая часть кухонного гарнитура.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005