Проблемное обучение.
Другим важным способом осуществления учебного процесса, относимым к «активным» формам и методам обучения, является проблемное обучение.
Проблемное обучение — это не метод, а дидактическая, методическая система, педагогическая технология, включающая особое сочетание разнообразных методов и методических приемов обучения, применяя которую педагог, систематически «создавая» и используя проблемные ситуации обеспечивает усвоение учащимися прочных и осознанных знаний, формирование умений и навыков активной самостоятельной познавательной и практической (прежде всего — поисковой, продуктивной) деятельности учащихся, развитие их логического и творческого мышления, способностей.
Психологической основой проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая определенное состояние учащегося, возникающее в результате осознания им противоречия между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся у него знаний и способов деятельности, между новыми фактами, явлениями, зависимостями и ранее усвоенными знаниями и умениями, в которые эти факты не «укладываются». Осознание такого противоречия, т. е. проблемная ситуация вызывает у учащегося потребность в «открытии», усвоении новых знаний о предмете, явлении, способе выполнения действия.
Проблемные ситуации в сознании учащихся возникают не сами по себе, а при определенном руководстве со стороны педагога, хотя противоречия, составляющие проблемную ситуацию, как правило, существуют в реальной действительности — жизненной, учебной, производственной. Эти противоречия отражаются в сознании учащихся лишь в том случае, когда учащиеся сталкиваются (или их сталкивают) с ними. Чем ярче в проблемной ситуации выделено противоречие, тем более острую проблемность оно приобретает. «Создавая» проблемную ситуацию, педагогу не следует произвольно, искусственно ее конструировать, а производить целесообразный отбор реальных, естественных ситуаций, сталкивать учащихся с ними, побуждая их к усвоению или «открытию» нового.
Создание, отбор проблемных ситуаций должно, как правило, предшествовать объяснению или самостоятельному изучению учащимися нового учебного материала.
Важнейший вопрос проблемного обучения — способ создания проблемных ситуаций. Педагогической наукой и педагогической практикой предложены следующие основные пути и способы создания проблемных ситуаций:
- подведение учащихся к выводу, раскрытию которого будет посвящено изучение нового учебного материала — проблемное введение в урок;
- сопоставление и противопоставление ранее изученного и предстоящего к изучению;
- постановка учащихся в условия необходимости принятия оптимального решения из ряда нескольких известных им возможных вариантов решений;
- выдача учащимся заданий на доказательства и обоснования;
- преднамеренное столкновение реальных жизненных (учебных, производственных) представлений учащихся с фактами, ситуациями для объяснения которых у учащихся не хватает знаний, опыта (естественная проблемность);
- выдача учащимся заданий, требующих их сообразительности и практической смекалки;
- показ невозможности выполнения нового задания, нового действия старыми способами; несоответствия известного и требуемого способа действия;
- побуждение учащихся высказывать собственные точки зрения; столкновения различных мнений, а также выдвинутых ими предположений;
- постановка опытного эксперимента, который вызывает у учащихся потребность глубоко разобраться в увиденном, наблюдаемом;
- анализ типичных ошибок учащихся;
- необходимость принятия решений в связи с изменением условий выполнения процесса, действия;
- намеренное изменение педагогом формулировки вопроса, задания, стимулирующее, активизирующее мышление учащихся, использование имеющихся знаний для ответа и др.;
- постановка перед учащимися необычного или противоречивого вопроса.
Проблемное обучение не означает непрерывного процесса решения проблем; не всякий учебный материал содержит проблемную ситуацию и не всякую проблему можно (или нужно) представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. При формулировке проблем и постановке познавательных задач и вопросов необходимо руководствоваться принципами целесообразности.
Внедрение проблемного обучения в практику работы образовательных учреждений не должно вести к отрицанию накопленных дидактикой и методиками разнообразных и оправдавших себя методов и приемов обучения. При проблемном обучении, когда создана система проблемных ситуаций, педагог не может обойтись на уроке без «традиционных» методов. Часть знаний сообщается учащимся в готовом виде, они должны их запомнить, чтобы потом привлечь для анализа изучаемых явлений и самостоятельных поисков.